Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов – о государственной идеологии.Любая уважающая себя страна имеет
национальную идею, ценности, цели, пути достижения, образ прошлого и образ будущего. Разве Америка не имеет этого? Конечно, имеет. Американская мечта – это по сути и есть квинтэссенция американской идеологии. Разве этого не имеет Франция, Китай или Индия? У любой суверенной, самодостаточной страны есть данный набор очень важных параметров.
У России это тоже есть и всегда было. Известная триада – православие, самодержавие, народность – формула XIX века. Можно еще вспомнить знаменитую формулу монаха Филофея «Москва – Третий Рим». Это тоже элемент национальной идеи, позиционирования страны, государства и общества. Безусловно, в этот же ряд мы записываем коммунистические идеи.
Они совершенно разные с точки зрения содержательного наполнения, целей и задач, путей и способов достижения, но это все относится к разряду национальных идей, на которых базируется и строится наша страна.
Что касается современной нам России, у нас уже есть очень важные компоненты того, что является национальной идеей. Во-первых, это традиционные российские духовно-нравственные ценности. Они в настоящее время юридически закреплены в указе президента о сохранении и укреплении традиционных ценностей, в стратегии национальной безопасности, в государственной культурно политике. В Каждом из этих документов перечислены традиционные российские ценности, их семнадцать, и определены пути и способы защиты ценностей в различных сферах.
Что относится к этим ценностям? Это достаточно широкий набор базисных идей, которые присущи российскому обществу. Они не являются ни либеральными, ни консервативными, ни социалистическими. Это совокупность тех основных констант существования нашего общества, которые были выработаны за весь период, очень сложный драматичный период, развития нашего государства, включая и советский, и дореволюционный период.
Здесь мы видим жизнь и достоинство, права и свободы человека. Это ценности, которые относятся и к либеральным или общечеловеческим, как часто говорится. Хотя я против того, чтобы либеральные ценности называть общечеловеческими, как это делают на Западе. Это не так. Здесь, среди наших ценностей, и те ценности, которые обычно в той или иной степени связаны с идеей социализма – социальная справедливость, коллективизм. И здесь, конечно, ценности, которые мы очень часто маркируем как консервативные. Это крепкая семья, защита отечества, патриотизм, гражданственность, уважение к памяти предков, к истории страны. Очень важной ценностью является созидательный труд. Разве это не ценность, которая должна быть присуща всем нормально функционирующим обществам? Так же, как и крепкая семья. Разве есть в принципе вменяемые люди в мире (мы знаем, что есть, но они не совсем вменяемые), которые выступают против крепкой семьи и против созидательного труда? Очень важными являются ценности солидарности и коллективизма, которые всегда были присущи нашей стране.
Все, то я перечислили, абсолютно консенсусные ценности для всего многонационального российского общества, для всех социальных страт, для всех возрастов и профессий. Уверен, что абсолютно все или подавляющее большинство граждан России подпишется под этими ценностями. И более того, уверен, что эти ценности являются неотъемлемой частью жизни подавляющего большинства наших сограждан. Фактически эту идеологию не нужно сочинять. На есть и это те самые ценности, которые скрепляют наше общество и наше государство.
Что касается формальной правовой стороны, то здесь существует в достаточной степени понятная ситуация. Есть
статья 13 Конституции России. В пункте первом сказано, что в России признается идеологическое многообразие, в пункте втором, что никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной и обязательной. Сам факт появления этой статьи является следствием тех сложных политических и идеологических, кстати, процессов, которые шли в нашей стране на рубеже 80-х и 90-х годов. Если помните, в советской конституции была статья 6 о руководящей и направляющей роли КПСС. И фактически нынешняя 13-я статья является реакцией на отказ от роли Коммунистической партии как руководящей и направляющей в нашей стране. И, кстати, пункт третий этой статьи как раз подчеркивает это. В нем говорится, что в России признается политическое многообразие и многопартийность. Это все тесно связано, но 13-я статья, конечно, и морально, и юридически устарела. Она не соответствует нынешним реалиям, а отражает те процессы, которые имели место во всем многообразии сложности, подчас ошибочности, тех дискуссий и процессов, которые шли в очень бурную эпоху развития нашей страны.
У нас есть и идеи, и ценности. Можно ли их называть государственной идеологией? По большому счету, да. Подчеркиваю, это не политическая идеология конкретной партии, это не консерватизм, не либерализм, не социал-демократия. Это те идеи, которые объединяют все наше общество, которые позволяют нам помнить о прошлом, совершать правильные действия в настоящем и с надеждой смотреть на будущее. Строить планы, стратегии, иметь коллективный образ будущего.
Печать