Член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский – о последствиях введения Трампом пошлин на импортные товары.Разбирая введенные
Трампом тарифы нужно отметить, что он в целом придерживается своей линии на развитие национальной экономики и промышленности, которую начинал еще в 2016 году. Его цель – заставить вернуть многие производства, которые в свое время ушли из Штатов в Азию, поскольку там рабочая сила дешевле. Мы видим, для кого введены самые
крупные пошлины – для азиатских государств, чья экономика выросла за счет прибытия американских компаний и производств. А глубинная Америка при этом растеряла свое экономическое благополучие и рабочие места.
Собственно, поэтому глубинный народ Америки его и поддержал. Дело было не только в борьбе с толерантной повесточкой, и даже в меньшую степень в ней дело, а в первую очередь в нем видели того, кто сможет возродить американскую промышленность. В итоге, Трамп своими скандальными и резонансными указами именно это и пытается делать. Приведет ли это к улучшению экономического состояния США мы вскоре увидим, но к чему это точно приведет – к ухудшению отношений со многими государствами, в первую очередь с Китаем и с теми, кто с ним связан, и даже с ЕС, хотя в меньшей степени.
Впрочем, интересует ли это Трампа? Сомневаемся. Зато это интересует других внешнеполитических игроков, которые могут ответить на эту конфронтацию своими пошлинами. Традиционные союзники США тоже могут воспринять это болезненно и охладить отношения, уйдя к тому же Китаю. Чей ответ на тарифы, кстати, все ждут. Хотя для кого-то такая протекционистская политика в эпоху глобализма и неолиберального рынка может послужить примером отстаивания национальных интересов, но сама по себе она влечет за собой глобальную перестройку «свободного» рынка. Теперь приоритет будет делаться не на вывозе капиталов за рубеж, а на его возврат по своим национальным квартирам. Как это скажется на мировой экономике, скоро поймем.
Печать