Политический юрист, специалист в области конституционного правосудия, эксперт Центра ПРИСП Иван Брикульский – о юридических аспектах отсутствия предвыборной программы Владимира Путина.Должен ли Владимир Путин публиковать свою предвыборную программу и почему упрёки безосновательны?
Заметил, что ряд СМИ упрекают ВВП за то, что он не опубликовал свою предвыборную программу, в то время как это сделали все другие кандидаты. Кто-то даже намекает на ответственность кандидата за непубликацию программы и вспоминает слова Пескова о послании Федеральному Собранию.
В действиях главного кандидата нет никакой ошибки.
Согласно Закону о выборах Президента Российской Федерации (пункт 9 статьи 49), эта обязанность касается только политической партии, которая выдвинула кандидата в президенты. Самовыдвиженцы в статье не упомянуты, а Путин идёт именно самовыдвиженцем.
Ещё раз: субъект, который должен разместить программу — это партия, а не сам кандидат. Поэтому с точки зрения закона здесь никаких нарушений нет.
Ещё одна претензия, которая возникает — преимущества должностного или служебного положения во время послания к Федеральному собранию.
Если даже игнорировать аргумент о том, что послание — это конституционная обязанность главы государства, то никаких нарушений тоже не будет: статья 41 этого же закона (пункт 4) устанавливает исчерпывающий перечень того, что принято считать нарушением. Этот перечень закрытый и расширительно толковаться не может. Всё.
И, конечно, важен следующий пункт:
«Соблюдение ... ограничений не должно препятствовать осуществлению Президентом Российской Федерации, баллотирующимся на второй срок, своих полномочий, а также осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями».
То есть ограничения не должны толковаться так, чтобы мешать президенту или депутату исполнять свои обязанности.
С точки зрения закона всё чисто. Идём дальше: внутри самой нормы содержится ошибка. То есть нормы об агитации в законе о президентских выборах не адаптированы к Конституции. Особенно положению о президентских сроках.
В исключениях сказано:
«Соблюдение ... ограничений не должно препятствовать осуществлению Президентом Российской Федерации, баллотирующимся на второй срок, своих полномочий»
Дело вот в чём: ВВП баллотировался на президентский пост в 2012 году, затем в 2018 году. То есть после перерыва, в 2018 году был его второй срок. Поправки 2020 года позволили ему снять ограничения и снова баллотироваться в 2024 году. Но это уже не второй срок.
Если следовать закону буквально, это исключение на него не распространяется. Получается, недосмотр? Вопрос интересный.
Печать