Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о запрете ввоза в Россию бананов из Эквадора. Россельхознадзор запретил ввоз в Россию бананов из
Эквадора. Поводом стало обнаружение в контрольных партиях многоядной мухи-горбатки. С 9 февраля также запрещается импорт эквадорских гвоздик, в которых найден переносчик вирусных заболеваний растений – западный цветочный трипс. Кроме того, Москва планирует ввести запрет на ввоз эквадорских ананасов.
Вряд ли бы эта новость заслуживала особого внимания, если бы не недавнее решение эквадорских властей передать США 18 советских РСЗО «Град» и 5 вертолетов Ми-17 взамен на современную технику на сумму 200 млн долларов. Президент Эквадора заявил, что «США получат не военную технику, а металлолом, который можно передавать в рамках международных соглашений». Очевидно, что «металлолому» прямая дорога на Украину.
Таким образом, запрет Россельхознадзора – очевидная «ответка» Москвы. Россия была крупнейшим импортёром эквадорских бананов, закупив их в прошлом году на сумму 680 млн долларов, и это более чем на 100 млн больше, чем их купили США. Нехитрая арифметика подсказывает, что Кито разменял разовую выгоду в 200 млн долларов на ежегодную упущенную выгоду в 600-700 млн долларов (не считая гвоздик и ананасов). Что касается России, то бананы и гвоздики растут не только в Эквадоре. В частности, предполагается компенсировать их поставками из Филиппин, Гватемалы, Колумбии и Кении.
Наконец-то и мы применили своего рода санкционный механизм за удар в спину. Проблема ведь совсем не в старой советской технике: понятно, что Украине она сейчас, как мёртвому припарка. Дело в самом Эквадоре и его очевидно недружественном шаге по отношению к России, на который мы должны были отреагировать, и отреагировать не как обычно, раздуванием дипломатических щёк и разговорами о «красных линиях», а конкретными жесткими мерами.
Кстати, Москва в своё время довольно активно занималась подобными асимметричными ответами. Например, можно вспомнить Роспотребнадзор времён Геннадия Онищенко, когда вводились «политические» запреты на импорт украинского сала, латвийских шпрот, польского мяса и даже – правда, всего на 11 дней, – почти полутора тысяч видов белорусской молочной продукции.
Так что и эта история с Эквадором должна стать для всех и, в первую очередь, для нас самих, примером отстаивания интересов России. Нам есть, кому и чем ответить, особенно об этом стоит помнить нашим соседям – бывшим советским республикам, в которых победили или начинают побеждать русофобские настроения.
Дипломатия дипломатией, но собственные интересы должны иметь приоритет перед международными «правилами», особенно когда эти правила на ходу придумывают и переделывают наши недоброжелатели, всячески пытаясь использовать их против нас самих. Слишком часто в международных отношениях мы используем метод пряника и неоправданно редко – метод кнута.
Печать