На пресс-конференции после заседания Совета директоров ЦБ глава регулятора Эльвира Набиуллина сказала дословно, что «курс рубля будет таким, каким он должен быть».
На эту фразу обратили внимание лишь некоторые эксперты и СМИ. Однако вырвали её из контекста. В итоге кто-то оценил это как некий позитивный сигнал, что, мол, ЦБ полностью контролирует ситуацию с девальвацией рубля. А кто-то мог воспринять слова Набиуллиной иначе: курс будет таким, какой сложится сам по себе под влиянием экономических факторов.
Истина, как обычно, где-то между. Об этом ForPost пообщался с экспертами.
Сразу стоит отметить, что мнение многих экономистов сейчас расходится с позицией ЦБ.
Более того, в экономике редко можно увидеть прямое влияние решений на происходящие процессы. Скорее, нужно сказать, что в экономике всё влияет на всё и чаще всего опосредованно, через сложные цепочки взаимодействий, причём зачастую с разнонаправленным и разным по силе эффектом.
Что сказала НабиуллинаСправедливости ради стоит полностью привести слова главы ЦБ относительно курса рубля.
«Изменения курса вместе с другими факторами, конечно, оказывают влияние на инфляцию и могут сподвигнуть нас на определённые действия, если мы видим, что этот фактор противоречит нашей цели по достижению инфляции (ЦБ планирует к концу года снизить рост цен до 4-4,5%, тогда как сейчас он составляет 7,7% в годовом выражении, — прим. авт.)», — сказала Набиуллина.
При этом она отметила, что ЦБ сейчас влияет на курс рубля высокой ключевой ставкой, поскольку при таких обстоятельствах повышается привлекательность рублёвых сбережений за счёт высоких депозитных ставок. Кроме того, это сдерживает спрос на импорт.
Она подчеркнула, что в настоящий момент резервы РФ на поддержание курса не тратятся, а валютные интервенции для удовлетворения спроса на иностранную валюту совершаются только в рамках бюджетного правила. Напомним, оно предусматривает реализацию части валюты при превышении определённого порога валютных доходов от нефтегазового экспорта.
«Эффект от денежно-кредитной политики, плюс изменения в торговом балансе — это то, что определяет курс. Все-таки наша основная цель — это снижение инфляции и достижение её уровня вблизи 4%, а не на какой-то определённый курс. Курс будет таким, каким он должен быть, чтобы это согласовывалось с целью инфляции вблизи 4% к концу года. Он может быть разным при разных комбинациях во внешней торговле. Денежно-кредитная политика, которая обеспечивает ценовую стабильность, одновременно обеспечивает стабилизацию обменного курса», — сказала Набиуллина.
Иными словами, глава ЦБ сказала, что нынешний рыночный курс рубля будет корректироваться регулятором, если он будет отклоняться от значений, которые приблизят страну к запланированному уровню инфляции в 4-4,5%.
Это возможно за счёт валютных интервенций, в том числе и из резервов страны, которые пока не расходуются.
Кроме того, на курс влияет и обязанность экспортёров продавать валюту внутри страны. Напомним, именно эта мера позволила прекратить затяжное падение рубля в прошлом году.
Методологическая ошибкаПо мнению кандидата экономических наук Михаила Беляева, в тактике ЦБ кроется серьёзная ошибка в подходах к регулированию валютного курса.
«Курс рубля зависит от состояния экономики. Если экономика тормозит в развитии, валюта страны снижается в цене относительно других валют. Сейчас мы видим, что экономика США показывает стабильность и рост, тогда как российская экономика, зажатая жёсткой политикой ЦБ, такой динамики не показывает. Отсюда и девальвация рубля, которую мы наблюдаем в последнее время. Это фундаментальный фактор. На него можно лишь незначительно влиять путём проведения разного рода действий, типа валютных интервенций, которые увеличивают предложение валюты на рынке и стабилизируют курс. Но всё равно рубль будет тяготеть именно к значению, обусловленному состоянием экономики», — пояснил экономист в беседе с ForPost.
Он также объяснил влияние курса рубля на рост цен.
По словам Беляева, падение стоимости рубля вызывает рост цен на импорт, за ним растёт и цена на все остальные товары и услуги.
«Но не стоит считать, что валютный курс прямо влияет на инфляцию, поскольку он воздействует только на импорт. В целом же инфляция в РФ развивается не под воздействием денежных факторов — это, прежде всего, следствие монополистического ценообразования на рынках страны, а также слабого предложения производителей, которое не успевает за потребительским спросом. Рубль прежде всего ослабляется внутри страны, и это вызывает ослабление его на внешних рынках, и далее происходит подорожание импорта. Иными словами, как мы снова видим, именно состояние экономики и внутренние факторы являются определяющими для курса рубля», — пояснил Беляев.
Невозможно избежать?По мнению экономиста Михаила Беляева, никакие меры по поддержанию курса рубля не помогут, пока российская экономика не начнёт развиваться.
Но этого не произойдёт, считает собеседник ForPost, пока ЦБ давит её развитие высокой ключевой ставкой, которая делает кредитные ресурсы для предприятий чрезвычайно дорогими.
Эльвира Набиуллина на этот вопрос так ответила в ходе пресс-конференции:
«На инвестиции не столько влияет высокая ключевая ставка, сколько ожидания будущей инфляции, которые закладываются в долгосрочные ставки (банков, — прим. авт.). Поэтому при высокой инфляции не может быть доступных кредитов, особенно долгосрочных. Ещё раз напомню, что кредит — не главный источник финансирования инвестиций, во всём мире основным источником являются собственные средства. Мы видим, что возможности использования собственных средств предприятий выросли. А дешёвые кредиты не помогут расширить производство, поскольку основные ограничения не на стороне кредита, а на стороне [дефицита] рабочей силы и производственных мощностей. Да, низкие ставки по кредитам могу увеличить номинальный инвестиционный спрос, но, если у экономики нет свободных ресурсов, это не увеличит производство, а только выльется в рост цен», — сказала Набиуллина.
По её мнению, повышение ключевой ставки в среднесрочной и долгосрочной перспективе снизит инфляцию, и бизнес получит ориентиры, которые позволят строить планы по инвестированию и создавать благоприятные условия для развития.
С этим мнением категорически не согласился Михаил Беляев.
По его словам, пока ЦБ не даст экономике дышать свободнее и развиваться за счёт снижения ключевой ставки, проблемы рынка труда и ограничений по производственным мощностям никуда не денутся.
«И это вообще не забота Центробанка. Но если он даст бизнесу работать, предприниматели сами разберутся, как вывести свой бизнес на траекторию развития», — резюмировал эксперт.
Внешние факторыКандидат экономических наук Константин Селянин в свою очередь напомнил, что далеко не все факторы, влияющие на инфляцию и курс рубля, находятся в сфере регуляторных возможностей ЦБ.
«В теории денежно-кредитной политики принято считать, что низкая ключевая ставка является признаком нормальности, поскольку экономика получает возможности для развития, в том числе за счёт кредитных инвестиций. Если ставка высокая — это говорит о серьёзных проблемах в экономике. Сейчас высокая ставка снижает темпы роста российской экономики. При этом отмечу, что в прошлом году темпы падения рубля снизились не из-за повышения ставки ЦБ, а из-за введённых требований по возврату валютной выручки. Иными словами, высокая ставка — это вообще не лучший способ регулирования курса рубля», — отметил в беседе с ForPost кандидат экономических наук Константин Селянин.
При этом он назвал факторы, которые могут разгонять инфляцию в России, но лежат далеко за пределами влияния политики ЦБ.
«На инфляцию влияют доходы граждан, которые растут, но очень неравномерно. То есть в «оборонке» они повышаются, а в гражданских отраслях — нет. На это ЦБ никак повлиять не может. А второе — это санкционные ограничения и контроль над их исполнением. Они влияют на курс рубля, ведь порядка 40% потребления составляют импортные товары. На санкции ЦБ тоже не влияет», — пояснил Селянин.
Иными словами, ЦБ сейчас мог бы укрепить рубль прежде всего за счёт предоставления экономике возможности развиваться — это в его возможностях.
«Но высокая ключевая ставка приведёт к тому, что и доходы населения сильно расти не будут. Кроме того, возможна серьёзная девальвация рубля. Даже до 150 рублей за доллар во второй половине года», — высказал предположение экономист.
Впрочем, экономист Беляев уверен, что столь существенного падения рубля не случится, хотя под воздействием низких темпов роста экономики национальная валюта РФ продолжит терять в весе и будет искусственно поддерживаться монетарными властями за счёт валютного регулирования и интервенций на рынок.
Эти меры, как было сказано выше, будут только удерживать рубль от скачкообразного падения, но никак не повлияют на общую тенденцию к девальвации.
В сухом остаткеЕсли резюмировать всё сказанное, то выходит, что ЦБ ради снижения инфляции до 4-4,5% будет держать высокой ключевую ставку довольно длительное время. При этом курс рубля будет корректироваться, если он начнёт мешать поставленной цели из-за подорожания импорта.
Но экономисты уверены, что рубль ослабевает прежде всего из-за торможения российской экономики, которое происходит по причине высокой ключевой ставки. И именно это снижает стоимость рубля
Остальные факторы являются такими, на которые сам ЦБ повлиять не в силах. А поэтому стоило бы всё же снизить давление денежно-кредитной политики и дать экономике развиваться. Это бы как раз и способствовало усилению позиций рубля.
Андрей Мединский
Печать