Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – об итогах президентских выборов в Габоне.12 апреля в Габоне прошли 1-е выборы после военного переворота 2023 года, положившего конец 56-летнему правлению династии Бонго. Выборы также официально завершили 19-месячный переходный период под руководством военных, которые передадут власть гражданскому правительству во главе с Брисом Клотером Олиги Нгемой — экс-главой Республиканской гвардии и организатором переворота.
Избирательная системаВпервые выборы прошли по новой (принятой в 2024 году) Конституции, (https://t.me/aasafov/2592) расширившей президентские полномочия и допустившей военных к участию в выборах. Согласно новым правилам, глава государства избирается на 7 лет по системе абсолютного большинства в 2 тура.
Избиратели и явкаВсего для участия в выборах было зарегистрировано 908 916 избирателей, явка составила 70,40% (636 606 человек). Голосование проходило на 3 037 избирательных участках, в т.ч. на 96 участках за рубежом.
Результаты выборовВ выборах участвовали 8 кандидатов (7 независимых и 1 партийный), но реальная борьба развернулась между Брисом Клотером Олиги Нгемой — главным (и единственным) фаворитом гонки — и Аленом-Клодом Били-Би-Нзе — бывшим премьер-министром из окружения свергнутого президента Али Бонго.
Окончательные результаты, опубликованные вечером 13 апреля, имели следующий вид:
🔹Брис Клотер Олиги Нгема — 575 222 голоса (90,35%);
🔹Ален-Клод Били-Би-Нзе — 19 227 голосов (3,20%);
Остальные 6 кандидатов в сумме набрали всего 1,81% голосов:
🔹Жозеф Лапансэ Эссингонэ, налоговый инспектор, выступал за меры по поддержке рождаемости и семейные льготы — 0,56%;
🔹Зенаба Гнинга Чанинг, единственная кандидат-женщина, делала акцент на молодежь и меры по повышению цифровой грамотности — 0,38%;
🔹Стефан Жермен Илоко Буссенги, врач и бывший пресс-секретарь Габонской демократической партии (PDG), выдвинулся на технократической платформе после конфликта с Били-Би-Нзе — 0,33%;
🔹Ален Симплис Бунгуэрес, кандидат от Патриотической партии Габона (PPG), выступал за реформу земельного налогообложения и меры жесткой экономии — 0,32%;
🔹Аксель Стофен Ибинга Ибинга, предприниматель, выступал за диверсификацию экономики и государственные субсидии для бизнес-стартапов — 0,13%;
🔹Тьерри Ивон Мишель Н’Гома, националист, выступал за отказ Габона от франка КФА и полную монетарную независимость от Франции — 0,09%;
🔹25 859 бюллетеней (4,64%) были испорчены или оставлены без отметок.
По оценкам свыше 1 тыс. международных наблюдателей, выборы прошли честно и прозрачно, что также подтвердили представители иностранных СМИ, допущенные к подсчету голосов.
Политические последствияПобеда Нгемы консолидировала его власть и обозначила новую политическую конфигурацию: союз военных, старых элит и части оппозиции эпохи Бонго. После проведения в августе 2025 года парламентских и местных выборов от команды Нгемы будут ожидать дальнейших реформ для решения социально-экономических проблем.
Еще в переходный период Нгема взял курс на национализацию стратегических отраслей — прежде всего нефтедобычи (40% ВВП): в 2024 году была выкуплена Assala Energy ($1,3 млрд), а в марте 2025 — активы Tullow Oil ($300 млн), что увеличило долю государственной Gabon Oil Company в нефтедобыче до 45,5%.
Однако обе сделки финансировались за счет будущих нефтяных доходов (ближайшие 3-5 лет почти все доходы пойдут на покрытие долга), а выкупленные месторождения истощаются и требуют капитальных вложений.
Не меньшую проблему представляет внешний долг Габона (свыше $3 млрд): в январе 2025 года Всемирный банк приостановил кредитование из-за просрочек, из-за чего агентство Fitch снизило рейтинг страны до CCC.
Ситуацию усугубляет и то, что после переворота Габон был исключен из экономической программы США в рамках African Growth and Opportunity Act, а нынешняя политика Трампа, приводящая к снижению мировых цен на нефть, сокращает поступления в бюджет.
Сможет ли Нгема провести страну через вызовы во многом будет зависеть от того, насколько эффективно он сможет управлять своей разношерстной коалицией.
Печать