На состоявшихся 14 ноября выборах в Шри-Ланке победила коалиция президента Анура Кумара Диссанаяке – Национальная народная сила (ННС). Такие итоги выборов более чем благоприятны для левых сил, полагает сотрудник Сектора новых вызовов в Южной и Юго-Восточной Азии Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН, эксперт НОМ Екатерина Косарева. Во внутренней политике главной темой после выборов станет выполнение предвыборных обещаний в экономике – пересмотр условий соглашения с МВФ, включая снижение налоговой нагрузки и борьбу с бедностью, во внешней – страна продолжит придерживаться сбалансированного подхода, в первую очередь в отношениях с Индией и Китаем, отметила эксперт.
Национальная народная сила получила 141 место в ходе прямого голосования избирателей. На втором месте расположилась оппозиционная партия Саджита Премадасы Объединенная народная сила (ОНС) с 35 мандатами. Третьей стала Иланкаи тамил арасу каччи (Федеральная партия), набравшая 7 мест.
На прошлых парламентских выборах 2020 г. партия президента (тогда им был Г. Раджапакса) также получила большинство (59%) голосов избирателей и 145 мест в парламенте. В этот раз ННС удалось побить этот рекорд – на выборах они набрали более 62% голосов (почти 7 млн). «Учитывая, что еще 29 мест распределяются между партиями пропорционально числу набранных голосов, ННС удалось преодолеть отметку в 149 мест – это означает, что она будет контролировать более 2/3 мест в парламенте. Квалифицированное большинство позволит принимать те законопроекты, которые альянс сочтет необходимыми для претворения в жизнь своей программы», – замечает Е. Косарева.
Такие итоги выборов более чем благоприятны для левых сил – теперь им будет необходимо оправдать доверие избирателей и доказать, что они не так коррумпированы, как представители традиционных политических партий Шри-Ланки, говорит она. «Шри-Ланка – президентская республика, где глава государства обладает значительной исполнительной властью, но Диссанаяке было необходимо парламентское большинство, чтобы назначить эффективный кабинет министров и постараться выполнить ключевые обещания предвыборной программы», – полагает эксперт.
Право принять участие в ноябрьских выборах было у более 17 млн избирателей, из которых в соответствии с законодательством страны около 740 000 могли проголосовать предварительно по почте. Голосование на участках за рубежом (где находится около 1,6 млн ланкийцев старше 18 лет) законами страны не предусмотрено.
В этом году общая явка оказалась довольно скромной по сравнению с последними выборами – примерно 60-65%, наибольшее число избирателей – 68% – проголосовало в Нувара-Элии, чайном центре страны. Даже в ковидном 2020 г. в парламентских выборах приняло участие 76% избирателей. Одна из возможных причин низкой явки – ливни, накрывшие часть районов страны после полудня в день выборов. «Кроме того, можно отметить весьма спокойную обстановку, в которой прошли и предвыборные кампании партий, и сами выборы. Некоторые обозреватели даже называли эти выборы «скучными», поскольку ни во время предвыборной кампании, ни непосредственно в день голосования не было зафиксировано крупных скандалов или сколько-нибудь значительных инцидентов», – пояснила Е. Косарева.
В 2024 г. Избирательная комиссия Шри-Ланки аккредитовала независимые международные и национальные группы для наблюдения за выборами. «Примечательно, что некоторые группы занимались отслеживанием социальных сетей и СМИ на предмет разжигания ненависти, дезинформации и злоупотребления государственными ресурсами», – рассказала эксперт.
Для обеспечения безопасности выборов по всей стране работали более 90 000 полицейских, военных и сотрудников гражданской безопасности. После закрытия участков представители полиции объявили, что за 9 часов голосования не было зафиксировано инцидентов, связанных с насилием.
На парламентских выборах альянс получил на 20% больше голосов, чем Анура Кумара Диссанаяке на президентских выборах в сентябре – это указывает на то, что предвыборная кампания левых оказалась весьма эффективной, считает Е. Косарева. Одним из значимых факторов победы ННС стало получение коалицией голосов меньшинств (тамилов и мусульман) – ННС стала первой во всех избирательных округах страны, за исключением Баттикалоа, где победу одержала Федеральная партия, представляющая тамилов: она получила 3 места, в то время как ННС в этом округе стала второй и получила 1 мандат.
Кроме того, свою роль в победе президентской коалиции могло сыграть и назначение Харини Амарасурьи на должность премьер-министра – этот шаг должен был выделить ННС в глазах женщин-избирательниц, подчеркнув прогрессивность их социальной повестки, указывает эксперт.
Учитывая, что большинство парламентариев от ННС не так опытны, вряд ли стоит ожидать серьезных изменений во внешней политике страны, предполагает Е. Косарева. «Анура Кумара Диссанаяке обещал придерживаться сбалансированного подхода и «дружбы со всеми», в первую очередь с Индией и Китаем – основными партнерами страны. Во внутренней политике главной темой станет выполнение предвыборных обещаний в области экономики – пересмотра условий соглашения с МВФ, включая снижение налоговой нагрузки, устранение коррупции и борьбу с бедностью», – полагает эксперт.
Пока ни один из оппонентов А. К. Диссанаяке не заявил публично о нарушениях процедуры выборов, и, в целом, едва ли стоит ожидать чего-то подобного в ближайшие дни – более чем убедительная победа ННС не оставляет сомнений в том, что в ближайшие годы она будет главной политической силой Шри-Ланки, уверена Е. Косарева. «По итогам выборов едва ли стоит ожидать и того, что оппозиция будет предпринимать какие-то шаги по саботированию работы парламента», – прогнозирует она.
Печать