Фото с сайта:
sahra-wagenknecht.de
Будущий канцлер ФРГ г-н Мерц заявил, что Россия якобы «ведёт войну против Европы».
Собственно, становится понятно, что никаких перемен к лучшему для нас от смены говорящих голов в Берлине не будет. А вот к худшему — скорее всего. В общем, это было вполне предсказуемо. Впрочем, у нас по какой-то причине многие возлагали некие надежды на Сару Вагенкнехт. Теперь их нет. Как и Сары Вагенкнехт в качестве влиятельного политика. Нынешние выборы поставили на ней жирный крест. А почему так?
Партия её имени набрала менее 5% и даже не попала в Бундестаг. Обидно не дотянув каких-то долей процента. И это стало результатом того, что от Сары Вагенкнехт отвернулся её собственный избиратель. Это факт.
Правда, сама она пытается судиться с федеральным правительством. Но непонятно, чего она хочет этим добиться: фальсификаций она им не предъявляет (Германия в этом плане подозрительно честна). Её претензии в том, что за неё не дали проголосовать немцам за границей. И, с одной стороны, это чистая правда (там были свои причины). Однако, вопрос всё тот же: а что конкретно хочет добиться Сара Вагенкнехт своим иском? В Бундестаг она всё равно не попадёт. И в качестве перспективного политика её поезд очевидно ушёл. А организация выборов здесь — самая меньшая из причин.
Главная же в том, что Сара Вагенкнехт, которая всю дорогу изображала принципиальность по целому ряду важных вопросов, активно противопоставляла себя системе и актуальной политической повесточке, в последний момент решила «прогнуться», начала торговаться и «демонстрировать конструктив». Началось это ещё после региональных выборов, когда она «успешно поторговалась» за попадание своей партии в одно из региональных правительств. Уже тогда это многим не понравилось. И уже тогда её избиратели «не высказывали понимания».
Но она на этом не остановилась и принялась «корректировать позицию» по тем самым принципиальным вопросам, ради которых за неё и голосовали. В том числе, по поводу конфликта на Украине.
Если раньше она высмеивала официальный нарратив о том, что конфликт начался из-за «безумия Путина», и говорила, что он имеет предысторию, и что выдача ордера на арест Путина — это демонстрация лжи, лицемерия и обмана мировой общественности теми, кто разжигает войны и саботирует договоры о разоружении «в одностороннем порядке», то прямо перед голосованием она заговорила другое. Например, то, что осуждает конфликт и Путина, которого она назвала «преступником».
По какой-то причине свою предыдущую позицию она не увязала со своими же рейтингами. Результат, как говорится, «на лице».
Но в конце она просто решила продаться. И оказалась никудышным «бизнесменом». Да и политиком она себя при этом показала бездарным. У меня нет иллюзий по поводу морали в политике, но вот адекватность в ней быть должна, и с этой точки зрения любому ясно, что ориентиром должен быть свой избиратель, а не конъюнктура, которая ему не нравится. В конце концов, если ты транслируешь не свою, а чужую повестку, то зачем за тебя голосовать?
Так или иначе, теперь в европейской политике минус одна Сара Вагенкнехт.
А теперь вопрос: кого и чему должен научить её пример у нас, в России? Вообще-то многому. Как минимум, тому, что если за тебя проголосовали люди — это не даёт тебе права обманывать их ожидания. Люди ведь не голосуют за красивые глаза — они голосуют за определённые ожидания. И если они голосовали за Победу, а им предлагают договорняк, они ведь могут и поменять свои симпатии.
Как в случае Сары Вагенкнехт. Всем надо понимать, что популярность — штука переменная. А избиратель — не крепостной тех, за кого он голосует. Плевать ему на голову чревато.
Ну а Сару не жалко. Так ей и надо.
Павел Кухмиров
Печать