Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – об электоральных перспективах Джозефа Байдена на фоне продолжающегося уголовного преследования его сына Хантера Байдена.Итак, демократы в США, кажется, доигрались… Вердикт присяжных – виновен! Конечно, сын за отца не отвечает. А отец за сына? Всё-таки отвечает. Даже если этот сын – Хантер Байден. Но давайте обо всём по порядку.
Помнится, когда в году эдак 2018-м демократы принялись обсуждать, кого можно было бы выставить кандидатом президенты на грядущих выборах-2020, фигура Джозефа Байдена и в то время уже казалась какой-то слишком… как бы это помягче сказать …неадекватной. Экзотической, что ли … Одним словом – пришедшей из прошлого тысячелетия. И, тем не менее, кулуарно-партийный междусобойчик тогда победил здравый смысл. Но в итоге «сонный Джо» не только выдвинулся, но и со скрипом избрался президентом США. Избрался, конечно, не благодаря себе любимому, а на волне пандемии, когда Трамп в очередной раз имел возможность многократно продемонстрировать свою эксцентричность, граничащую с неадекватностью. Разумеется, речь идёт о внутриполитической неадекватности, которая проявилась в радикальной недооценке той моральной травмы, которую коронавирус нанес американскому обществу.
Но тогда, в пандемийном 2020-м году, этого хватило. Анти-Трамп победил. Избиратель, «голосующий против» и выбирающий из двух престарелых «зол», переиграл избирателя рационально мыслящего. И что дальше?
А дальше, уже через несколько месяцев, быстро выяснилось, что у руля страны стоит не просто добродушно-забывчивый дедушка с богатым послужным списком, а самый бессмысленный «лидер» со времен как минимум Джеймса Картера (а то и Линдона Джонсона!). Дедушка-президент, в арсенале которого ненависть к Трампу, жесткое неприятие России, борьба с глобальным потеплением, толерантность к мигрантам-нелегалам, забавные оговорки и «ляпы» на пресс-конференциях. И ничего более…
Друзья мои, ненависть к Трампу и трампистам в одном флаконе с нафталиновой, «канонической» по своему духу (из 1950-60-х годов) русофобией – всё это, конечно, прикольно. Проблема в том, что указанные «смыслы» и сентенции не имеют почти никакого отношения к реальным проблемам, с которыми столкнулось американское общество в начале 2020-х годов.
В общем, теневые боссы демократической партии, собравшиеся на очередную тайную вечерю где-нибудь на «острове Эпштейна» в году эдак 2021-м, могли смело сказать друг другу: «шеф, всё пропало!».
И тут – парадокс истории – геополитическая фортуна внезапно повернулась лицом к Байдену и всем правоверным «байденистам». Начало СВО и последующие события 2022 года поставили «сонного Джо» чуть ли не на грань политического триумфа. Перед ним открылась прекрасная возможность примерить на себя тогу «лидера свободного мира» - выступить персонализированным воплощением русофобской консолидации всего коллективного Запада.
И надо признать, Байден этот шанс пытался использовать. Помните, поездки в Киев, вояжи по Европе с цель поднять ее на крестовый поход против России, агрессивная риторика с персональными угрозами и оскорблениями в адрес российского президента, аффективная демагогия о «демократических ценностях»…
Всё это было совсем недавно и по инерции продолжается сейчас. Но даже здесь, на поприще борьбы с «российской агрессией» астеничный Байден смотрелся, прямо скажем, так себе… Скорее, не как безоговорочный лидер-предводитель мощной геополитической коалиции, а как «говорящая голова», механически озвучивающая всем хорошо известные русофобские стенания американского демократического истеблишмента. Плюс надо учитывать и тот факт, что антироссийская вакханалия 2022-2023 годов втянула в свою орбиту много нетривиальных персонажей (от Бориса Джонсона до Анналены Бербок) – столь же бессмысленных, как и сам Байден, но куда более молодых и активных. И вот на фоне всех этих макронов-сикорских Байден постепенно утратил масштаб. Как бы, растворился в этом круговороте патентованных русофобов, стал всего лишь одним из (а не самым-самым главным!) высокопоставленных ненавистников России.
А что кроме России? Крах в Сирии и Ираке, позор в Афганистане. Неспособность не то что предотвратить войну на Ближнем Востоке, а вообще занять какую-нибудь внятную позицию по поводу происходящих там событий. Пустая антикитайская риторика. Столь же посредственны и внутриполитические результаты трех лет правления Байдена. Да, экономический рост в США. Это вроде как плюс в электоральном резюме хозяина Белого Дома. Но простите, восстановление экономики после пандемии было ожидаемо, и это сложно поставить в заслугу нынешнему американскому президенту. А в остальном… Миграция, скулшутинг, политический (а какой-то степени, уже и социокультурный) раскол американского общества – все эти проблемы остались и усугубились. И «сонный Джо», занятый унылым псевдоморализаторским брюзжанием, не стремится их решать…
И этот груз нерешенных проблем неуклонно тянет вниз –и всю демократическую партию, и лично Байдена, ставя под сомнение его электоральные перспективы. Отсюда разброд и шатание внутри самих демократов, многочисленные инсинуации вокруг выборов-2024, разговоры о том, что Байдена неплохо было бы заменить, например, на Камалу Харрис.
Зато единственное, в чем Байден действительно преуспел – это политическая реинкарнация Трампа. Его воскрешение усилиями демократического истеблишмента, для которого борьба с Трампом, обыски-суды-обвинения. негатив в адрес бывшего президента стали, похоже, главным смыслом, если не жизни, то внутренней политики… Итог закономерен: Трамп, удачно используя ареол жертвы «глубинного государства», стал вновь актуален и еще более опасен.
Способен ли очередной уголовный скандал вокруг Хантера Байдена в этой ситуации окончательно угробить политическую карьеру папы-президента? По всей видимости, нет. И дело тут не в том, что Трамп теперь – тоже «уголовник со стажем». Главная причина в другом: американское общество (и в этом оно немного похоже на российское) настолько уже деморализовано, что никакая уголовка, никакие взятки-наркотики-правонарушения вкупе с «домашним насилием» не воспринимаются всерьез. А значит, и не являются фатальным препятствием для того, чтобы вновь занять Овальный кабинет.
Но внутренние проблемы, от которых Байден и его администрация последовательно самоустранялись в течение трех лет, никуда не делись. И именно на их фоне еще более выразительно зияет та самая смысловая дыра - когнитивная пустота всей внутренней и внешней политики Белого Дома.
В этой ситуации электоральная стратегия демократов на предстоящих выборах, как ни странно, вырисовывается сама собой. И состоит она из четырех пунктов. Первое – продолжать пугать всех Трампом, абьюзером, «преступником» и «другом Путина». Второе – пытаться назойливо продавать внешнюю русофобию на внутриполитическом рынке, рассказывая сказки о том, как «свободный мир» сплотился против России под чутким руководством «сонного Джо». Третье – выдавать пассивность и бездействие за высшую государственную мудрость, фокусируя внимание на то, что Байден, в отличие от Трампа, предельно предсказуем и «не лезет» в те вопросы, в которых уже ничего не соображает. И четвертое, самое главное, – терпеливо ждать какой-нибудь глупости от самого Трампа. Ведь шансы на то, что Трамп-эксцентрик «отмочит» что-нибудь такое, что оттолкнет от него часть электората, как ни крути, есть.
Сработает ли подобная электоральная «стратегия»– сказать сложно, узнаем в ноябре этого года. А пока расслабимся и будем в роли зрителей. Зрителей в реанимации, с интересом взирающих на то, как демократические политтехнологи и пиарщики (используя все свои присоски-примочки и прочие «электоральные дефибрилляторы») будут пытаться вдохнуть новую политическую жизнь в пока еще действующего американского президента.
Печать