Политический аналитик, эксперт Центра ПРИСП Юрий Солдатов продолжает рассказывать о составляющих социально-экономического роста РФ.Сокращение социального неравенства является приоритетной задачей, о чем неоднократно заявлял президент России. Дополнительно снизить уровень бедности следует не через резкое направление большой денежной массы в сектор малообеспеченных граждан, а путем предоставления льгот и расширения социальных пакетов.
Например, полностью освободить от налогов физических лиц с душевым доходом до 30-35 тыс. руб. Речь идет о сокращении налоговых поступлений в размере 2%, что малозаметно для огромного 35-триллионного консолидированного бюджета страны.
Одновременно предлагается ввести прогрессивное налогообложение с плавной шкалой на высокие и сверхвысокие доходы. К примеру, ежемесячный доход от 100 до 200 тыс. облагается по ставке 20%, от 300 до 500 тыс. — 30% и свыше 500 тыс. — 35%. На фоне других стран, лидеров мирового ВВП, предполагаемый прогрессивный налог выглядит весьма незначительным, если руководствоваться не уровнем зарплат, а паритетом покупательской способности.
Скептики заявят, что данное действие приведет к искусственному занижению налогооблагаемой база и росту теневых доходов (следовательно, повышению уровня коррупции и преступности). Во-первых, следует перенимать опыт других стран. Во-вторых, никто не отменял эффективную работу фискальных и правоохранительных органов.
При этом, целесообразно освободить от налога средства, используемые на образование, здравоохранение, страхование жизни, покупку товаров первой необходимости, приобретение жилья (в том числе с использованием кредитного плеча или иного займа).
Социальное неравенство по доходам в России резко выросло после распада СССР. В советское время разница между зажиточными и малообеспеченными слоями населения составляла троекратный размер (то есть в 3 раза) сейчас в 15. Для сравнения, в ЕС эта цифра равняется 10, в Германии –7, в социал-демократических государствах Северной Европы – 6, в Японии – 4,6.
Необходимо поставить задачу снизить текущую разницу в России до 5 к началу 2030-х годов. Для этого наряду с уже указанными мерами следовало бы увеличить налог на предприятия и организации, которые реализуют свою продукцию и услуги по ценам, недоступным не только бедным слоям населения, но и среднеобеспеченному классу. Напротив, надо снизить налоги для тех предприятий и организаций, которые производят более дешевые товары и услуги, приобретаемые средним классом и малообеспеченным населением при надлежащем качестве. К примеру, повышенным налогом нужно облагать тех, кто строит и продает жилье по 110 тыс. руб. и выше за 1 квадратный метр, дорогие торговые сети, бутики, элитный автотранспорт, пятизвездочные отели и многое другое. Более широко следует использовать акцизы на предметы роскоши и дорогие вещи, приобретаемые семьями с высокими доходами.
Необходимо покончить с ростовщически высокими процентами кредитования для малого и среднего бизнеса, а также для физических лиц. Банки получают значимую прибыль при кредитовании по двойной ключевой ставки. В целях улучшения жизни малообеспеченных и среднеобеспеченных граждан, при возврате ранее полученных кредитов (к примеру, полученным до 2018 года) их надо пересчитывать по вновь установленным сниженным ставкам, не давая обогащаться банкам за счет обнищания небогатых слоев населения.
Нормы комфортного жилья с 17 квадратных метров к 2030 г. следует повысить до 30-35 (к примеру, в Германии 45). Для этого следует поставить задачу вводить до 200 млн кв. метров комфортного жилья ежегодно (по данным Росстат за 2023 год ввод жилья составил 110,44 млн кв. метров), сведя некомфортное жилье, а также коммунальное заселение к минимуму.
Предстоит кардинально увеличить финансирование по всем направлениям социальных потребностей граждан.
Следует отметить, что в России в 1960–1970-х годах реальное состояние и международные рейтинги образования и здравоохранения были на лидерских позициях. Когда запустили в космос первый спутник, а затем и первого человека, в образование вкладывалось 11% национального дохода (в сравнении с 4% в США), и наша система образования была признана лучшей.
К 1964–1965 гг. ожидаемая продолжительность жизни в СССР достигла 70 лет, по этому показателю мы сравнялись со многими странами Европы. После распада СССР, в период трансформационного кризиса, продолжительность жизни значительно снизилась и вновь достигла 70 лет только в 2012 г. В результате повышения смертности в 2020–2021 гг. (года активной фазы пандемии) она опять сократилась до 69 лет. По заявлению председателя правительства РФ М. Мишустина, продолжительность жизни в 2023 году достигла рекордных показателей 73,5 года.
К сожалению, приходится констатировать, в России сегодня в 2,5 раза ниже затраты к ВВП на информационно-коммуникационные технологии в сравнении с Китаем (10%), ЕС (10%) и еще больше — с США (12%). Еще сильнее отставание в финансировании культуры и искусства. Именно поэтому, в ходе послания Федеральному Собранию 29 февраля 2024 года президент России В. Путин поручил увеличить расходы по данным направлениям для достижения значительных результатов к 2030 году.
В завершение стоит вспомнить слова классика: «Догнать и перегнать!», - но не стоит понимать буквально, так как «всякий оптимизм должен быть разумен и иметь свои границы» (по словам того же классика).
Печать