Лжепрезидент Зурабишвили пригрозила населению Грузии кровопролитием, сообщил спикер парламента Папуашвили.
На самом деле она пока что не лжепрезидент. Её полномочия истекают только 29 декабря. И до той поры в Грузии формальное двоевластие. По крайней мере, в том, что касается высшего поста в стране. Путь и формального.
Да, несколько дней назад специальная коллегия выборщиков, состоящая из депутатов парламента и членов представительных органов, избрала нового президента — Михаила Кавелашвили. Единственного кандидата, выдвинутого правящей партией «Грузинская мечта». И этому не помешал даже бойкот избирательного процесса со стороны всех оппозиционных партий.
Но формально президентом всё ещё продолжает оставаться гражданка Франции Саломе Зурабишвили. И будет оставаться ещё 12 дней — для майданного сценария срок очень не маленький. За который может случиться всё что угодно.
Начнём с того, что сама г-жа Зурабишвили выборы не признала. Она вообще заявляет, что в Грузии нет легитимного парламента. А, значит, и легитимной коллегии выборщиков тоже не было. И, стало быть, покидать свой пост она отказывается.
Она заявляет, что будет продолжать занимать президентскую резиденцию во дворце Орбелиани после 29 декабря. И это очевидная точка бифуркации для нынешних процессов в современной Грузии.
Следующие две недели станут критическими. Именно в этот период всё окончательно и определится. Станет очевиден финал происходящего в Грузии.
И главный вопрос: что может предпринять оппозиция и что может предпринять власть?
Несмотря на очевидный спад протестного накала, оппозиция складывать руки совершенно не собирается. Для неё 29 декабря — последний, решительный бой. От действий г-жи Зурабишвили в этот день будет зависеть то, по какому сценарию пустят события. Если по жёсткому, значит резиденцию она не покинет. Если по мягкому, то из резиденции она уйдёт, «чтобы избежать жертв», но видимое двоевластие сохранится — она по-прежнему не будет признавать нового президента. По сути, это будет означать новую инкарнацию сценария Гуайдо и Тихановской. В этом случае г-жу Зурабишвили, возможно, даже вывезут из страны.
Но сейчас главное даже не это, а то, как поведут себя власти. На данный момент они в отношении оппозиции избрали тактику измора. Которая в целом себя оправдывает. Под корень оппозицию никто не зачищает, а происходит медленная замена легитимных институтов. Но не факт, что когда формальный срок полномочий г-жи Зурабишвили истечёт, отношение останется относительно мягким.
Дело здесь вот в чём. Если она останется в президентском дворце, её смогут обвинить в попытке госпереворота, и тогда она запросто может оказаться в соседней камере с Саакашвили. Но если она оттуда выйдет, по факту это будет означать конец протестов. Дальше это всё будет уже распадаться, начнутся перебежчики, и всё довольно быстро придёт к финалу.
Хотя Запад запросто может специально подвести всё к аресту г-жи Зурабишвили. А почему нет? С Саакашвили поступили, в принципе, так же. Ведь все эти «оппозиционные лидеры» для них — самый бросовый, расходный материал. Вот и посмотрим, до какой степени это будет сейчас в Грузии.
Павел Кухмиров
Печать