На прошлой неделе в гимназии №5 Брянска произошла трагедия. 14-летняя девушка принесла в учебное заведение помповое ружье, из которого выстрелила в одноклассников. В результате двое погибли, в том числе стрелявшая, пятеро пострадавших доставлены в медучреждение.Директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников:Не допустить подобные случаи в дальнейшем вполне реально, конкретно в этой ситуации могло хватить работающей рамки на входе в учебное заведение. В целом требуется не вводить новые запреты, а навести порядок с соблюдением уже существующих. Их уже и так более чем достаточно для воцарения безопасности в школах.
Если мы новые будем запреты придумывать, то исполнять их будет все сложнее, и в меньшей степени будет обеспечена безопасность. В теории, есть уже все необходимое, включая рамки на входе, которые должны функционировать, охранников, которые должны уметь реагировать и работать в таких ситуациях.
Причем речь уже конкретно о силовом решении вопроса, а ведь в каждой школе должны быть и педагоги, и психологи, которые обязаны следить за психологическим состоянием детей. Если у какого-то ученика в классе нездоровая обстановка, то с ним должны работать, разбираться в сложившейся ситуации до того, как произойдет трагедия.
Все эти ставки есть, люди подобраны. Нам уже придумывать больше нечего, нужно заставить работать ту схему, которая существует на сегодняшний день. Соответственно, спрос с вертикали власти, которая эту схему делает. Не с отдельно взятого несчастного учителя, а со всей системы. Если не работает рамка и все это знают, как это школа вообще существует? Сколько таких рамок у нас по стране, которые просто стоят для вида. Бюджет завели, чтобы их поставить, выделили деньги, а на то чтобы их проверять, содержать, денег нет.
С точки зрения финансов возникает вопрос и к тому, сколько сегодня платят охранникам, действительно ли это люди, способные выполнять свои профессиональные задачи. Ведь никто не станет спорить, что порой на входе в здание школы можно заметить не совсем компетентных людей, например, пенсионера, который уже не у дел, но продолжает работать ради добавки к пенсии.
Давайте решим организационно-финансовый вопрос тех структур и институтов, которые уже заведены. Пусть они функционируют полноценно, а потом будем придумывать, что сделать еще, чтобы не было безобразия.
Разговоры о влиянии компьютерных и мобильных игр на умы подростков, которые якобы и провоцируют их на такого рода деяния – это чушь. Не нужно искать черную кошку в черной комнате, нужно работать над оптимизацией процессов. И это касается не только школ, но и тех же игр, ведь в стране существует цензура излишней жестокости, пропаганды суицида и других плохих вещей.
Этот бред по типу: «А давайте запретим компьютерные игры». Не запретим. И не надо об этом даже болтать. Компьютерные игры все равно будут существовать. Нужно создавать условия, чтобы ребятам было интереснее жить не в компьютерных играх, а в реальном мире. Не через запреты решается ситуация, а через альтернативу. Это как борьба с пьянством, она заключается не в том, чтобы запретить продавать алкоголь, а в том, чтобы предложить альтернативный интересный досуг. Тогда люди будут меньше пить. Если просто запрещать, найдут выход, на суррогат перейдут, ситуация не изменится.
Председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, президент правления СРО Союз «Содружество Миротворец» Михаил Аничкин:В очередной раз наше общество взорвалось в информационном пространстве реакцией на события в Брянске, где 14-летняя девочка расстреляла своих школьных подруг и друзей, и сама застрелилась. Так получается, что от одного случая к другому поднимается волна высказываний, иногда достаточно грамотных, а иногда скоропалительных выводов, и, как правило, все последствия наступают именно для того охранного предприятия, которое осуществляло функции по охране учебного заведения. Потом все замолкает, и через некоторое время мы опять становимся свидетелями того или иного резонансного случая.
На протяжении последних шести лет, когда мы комментировали подобные события, постоянно говорили о том, что мы стоим
перед очень серьезной проблемой, которую надо решать комплексно, — проблемой формирования нового поколения и контроля за молодежной средой, за поведением подростков. Любое преступление согласно УК РФ имеет под собой две причины: совершается по неосторожности или в результате умысла. Такие ужасные преступления — это, конечно, умысел. Это относится не к части физической охраны объекта, а к глубоким провалам в воспитательном процессе. Мы неоднократно говорили, что необходимо
восстанавливать систему комплексного контроля за средой, в которой живут подростки.
Школьник 60 процентов своего свободного времени находится в школе. Родители имеют возможность общаться со своими детьми только вечером после работы. Это небольшой период времени, когда, в лучшем случае, они могут узнать, как дела, посмотреть уроки. Родители практически не контролируют то информационное пространство, в котором живет школьник.
Нужно срочно возрождать институты заместителей по воспитательной работе в школах, которые должны неустанно и ежечасно наблюдать, как живут школьники, какие у них приоритеты, какими информационными источниками они пользуются, что происходит внутри коллектива, каковы взаимоотношения в нем.
Психологи работают с
выявленной проблемой. А кто будет выявлять эту проблему? Здесь на самом деле еще нужно взаимодействие с органами полиции. Надо восстановить ту систему, которая была при Советском Союзе, когда существовали комнаты милиции, достаточно грамотные сотрудники милиции занимались контролем за трудными подростками. Взаимодействие школы и милиции позволяло в определенной степени выправить некоторые негативные тенденции, которые формировались внутри характера подростка. Нужно срочно восстановить этот институт. Но кому там работать, когда у них недокомплект — 90 тысяч человек.
Что касается частных охранных структур. Из года в год эксперты говорят о том, что не усовершенствовано проведение тендеров, которое предусматривает победу в тендерах структуры, дающей самую низкую цену. За нее вы не сможете получить хорошую услугу. А в результате мы видим, что у нас на входах в учебные заведения стоят крайне неквалифицированные сотрудники, так как у охранного предприятия не хватает денег на оплату труда квалифицированного сотрудника. Плюс к этому — ограничение бюджетов российских учебных заведений… Получается такой клубок, который невозможно распутать.
Раз от раза мы говорим об резонансных случаях. Никто не хочет взять на себя ответственность за координацию работы выше описанных направлений. Если этого сейчас не делать, то мы получим еще огромное количество таких случаев, как и во всем мире, которые будут раз за разом будоражить наше сознание и ставить вопросы: почему и доколе?
Безопасность ребенка только тогда реальна, когда 24 часа ребенок находится под контролем взрослых. При формировании его сознания он должен находиться под неусыпным, неустанным наблюдением профессиональных взрослых: как родителей, так и учебных заведений, и сотрудников полиции. Например, после участившихся подобных случаев в некоторых штатах США было принято решение о создании института полицейских. Сотрудники полиции в форме раз в неделю заходят в школу, общаются и т. д. Это очень хорошо дисциплинирует школьников, служит предотвращением каких-то ошибок. Но без кропотливой, постоянной работы по созданию оптимального контроля за средой, в которой развиваются и живут школьники, без контроля за негативными явлениями, которым подвергаются подростки, мы не сможем создать совершенную систему безопасности в наших учебных и дошкольных заведениях. Это вопрос и для Министерства просвещения РФ, и для Министерства внутренних дел РФ.
Ранее опубликовано на: https://www.oprf.ru/news/uchashchayasya-ustroila-strelbu-v-bryanskoy-gimnazii: https://online47.ru/2023/12/07/dmitriy-solonnikov-o-strelbe-v-shkole-bryanska-ne-nuzhno-novykh-zapretov-nuzhno-zastavit-rabotat-skhemu-kotoraya-uzhe-sushchestvuet-189266
Печать