Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о беспорядках в связи с похоронами рэпера Паши Техника и превращении памяти музыканта в фактор социального раскола.Прошедшие в минувшую пятницу похороны рэпера Паши Техника породили не только некое подобие массовых беспорядков в столице (на импровизированный «митинг» явилось более тысячи человек, что спровоцировало столкновения с полицией), но и самый настоящий «холивар» в комментариях к новостным постам. И то, и другое подтолкнуло автора этих строк к изучению творчества и биографии покойного. Что же, как говорили древние, о мертвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды.
Поклонники усопшего рэпера характеризуют его как человека доброго и позитивного. Не хочется оскорблять их траур. Но все-таки покойный не только был открытым наркоманом, но еще и сидел за распространение запрещенных веществ (в интервью музыкант заявлял, что ни о чем не жалеет). Также образ доброго и позитивного человека слабо бьется с многочисленными сообщениями об избиении его первой жены на глазах у детей. В Сети легко найти видео с проверкой Техника и его супруги на полиграфе. В нем рэпер сначала отрицал факт побоев, однако его жена поправила благоверного, что это не «п..дежь», а чистая правда. После чего Техник признался: «Один раз в..бал за базар лишний, наверное».
Усопшего также называют легендой русского рэпа. Автор этих строк попытался оценить обоснованность этой оценки, ознакомившись с творчеством Техника. Признаюсь честно, что выдержки хватило лишь на одно произведение под названием «До.уя». В травмированной психике особенно четко отпечатались следующие строчки:
Я завидую матерям
Друзей терял
У транса в о..е ковырял
До сих пор них.я не понятно
Бобровая струя
Таких как ты х.ярят
Крупье говорит при этом, раздавая карты
Мужиков по поступкам определяют
На промках х.ярят нарды
Но тут всего дох.я
Всего дох.яПодчеркну: автор еще в возрасте 8 лет ознакомился с творчеством таких музыкальных коллективов, как «Красная плесень» и «Сектор Газа». И его шокировали не столько обильное употребление обсценной лексики и специфических сексуальных пристрастий героя «песни», сколько отсутствие в тексте смысловой связанности и явно бросающаяся в глаза хромота рифмы.
Можно не любить, например, k-pop (я, например, не являюсь его поклонником). Но не могу отрицать, что айдолы в процессе подготовки подвергаются колоссальным нагрузкам, и на выходы мы имеем, например, невероятно сложную и красивую хореографию. Уже просто за это условных парней из группы BTS можно уважать (от их нагрузок не то что начнешь пить или нюхать, просто «выйдешь в окно»). Поэтому дело не во вкусовщине. Искусство так или иначе предполагает использование сложных навыков и умений либо создание новых технических решений. В «творческом наследии» Техника ничего этого просто нет. Не рассматривайте это как камень в огород поклонников усопшего рэпера (кто-то любит арбуз, кто-то свиной хрящик). Но это факт: Паша Техник не был ни мастером рифмы, ни хорошим музыкантом, ни новатором в плане смыслов или технического исполнения.
Зияющий провал на месте творческой составляющей (равно как и увлечение веществами и эпатаж с нецензурщиной) можно было бы простить за наличие значимого социального или политического компонента в текстах Техника. Джордж Карлин, например, тоже употреблял всякое, матерился со сцены и богохульствовал. Но, помимо борьбы с собственной печенью, он также бичевал мракобесие, лицемерие, фашизм, милитаризм, гиперопеку над детьми, престижное потребление и далее по списку. Поэтому известия о его смерти сопровождали слова «Покойся с миром, старый хрен Карлин». А не «Земля стекловатой», как в случае Техника (именно так многие комментаторы в соцсетях провожали рэпера в последний путь).
Песня Fuck tha Police группы N.W.A. была откровенно хулиганской и провокационной. Однако она стала ответом на рост масштабов полицейского насилия, и ее авторы и исполнители без всяких шуток рисковали головой, выступая с этим произведением на сцене. Паша Техник ни о чем подобном даже не задумывался.
Многие поклонники музыканта увидели лицемерие в том, что его критики заострили внимание на наркомании Паши. Мол, Майкл Джексон и Уитни Хьюстон тоже страдали от зависимости, однако их смерть не сопровождалась такой волной негатива. Однако поклонники Техника упускают из виду одну важную деталь. Наркоман Майкл точно смог бы выдать тексты того же уровня, что и у наркомана Паши. Но наркоман Техник никогда не смог бы достичь того же качества хореографии, пения или стихосложения, что и наркоман Джексон. У «короля поп-музыки», помимо наркозависимости, есть творческое наследие, которое не просто получило гораздо более широкое признание, но и чисто технически является крайне сложным. Также Джексон поддерживал разные благотворительные проекты, социальные и политические инициативы. У наркомана Майкла была, например, песня They Don’t Care About Us, в которой он прошелся по большинству проблем своей страны и не только (соответствующий видеоролик набрал более 1 млрд просмотров только в основном аккаунте певца на запрещенном YouTube). Зависимости - это очень небольшой фрагмент личности Джексона. В случае Паши Техника мы этого не наблюдаем.
Нет лицемерия и в акцентировании внимания на асоциальном поведении Техника. Джон Леннон, например, тоже не был хорошим человеком. Он бил жену и издевался над сыном, очень часто лицемерил. Но в случае «битла» хотя бы часть его скотского поведения уравновешивалась, например, политическим активизмом (плохой муж и отец по фамилии Леннон протестовал против войны во Вьетнаме, участвовал в борьбе за гражданские права индейцев и расизма). Паша же просто «жил в кайф». Это уже не говоря о том, что творческие достижения Леннона гораздо выше, чем у Техника.
Однако яростное неприятие, продемонстрированное многими пользователями соцсетей, вряд ли объясняется только тем, что покойный явно не был нравственным человеком, обожал запрещенные вещества и оставил после себя «творческое наследие» сомнительного качества. Музыкантов, подходящих под это описание, очень много, однако их смерть не спровоцировала ни массового паломничества поклонников, ни девятого вала ненависти в комментариях.
«Плач по Технику» как социальное явление является явным признаком ценностно-смыслового кризиса российского общества, сочетающегося с деградацией массовой культуры. С одной стороны, «траурные протесты» прошли на фоне поразительного равнодушия общества как к реальным «добрым самаритянам» (волонтерам-подвижникам, заботящимся о больных детях, одиноких стариках, бездомных, уличных кошках и собаках и т.д.), так и положению представителей профессий, ежедневно занимающихся помощью нашим согражданам – пожарных, спасателей, медиков, учителей и пр. Почему-то из-за смерти людей, которые занимались детскими хосписами или опекали стариков в домах престарелых, боролись с эпидемиями или вытаскивали людей из огня, общество не проявляет и сотой доли той печали, которую сегодня проявили по Технику? Эти люди ежедневно горят ради «ближнего своего», но умирают в безвестности. В то время как человек, который, как следует из его же слов, потратил свою жизнь преимущественно на добывание веществ и брендовых шмоток, получил уважение, любовь и признание «широких народных масс». При этом его мат, эпатаж и трэш - далеко не пушкинский, есенинский или моррисоновский. За ним не стоит никакого смысла. Его творчество может легко развить и продолжить даже посредственный вариант ChatGPT. Похороны Техника - это плевок на память людей, которые составляют реальную «соль земли». Это наглядное подтверждение того, что жить нужно по правилу «люби себя и плюй на всех, и в жизни ждет тебя успех». Именно это и порождает волну ненависти к усопшему музыканту.
Однако это не вполне справедливо. Покойный не заманивал никого в свой фан-клуб посредством неких запрещенных манипуляций. Паша Техник – это не причина социокультурной болезни. Он лишь ее синдром. И нет, претензии нужно адресовать не к поклонникам певца. Вопросы нужно задавать тем, кто отвечал за формирование среды, в которой выросли его поклонники.
Печать