Чувствительное поражение на местных выборах в Гюмри (второй по численности город страны) и Паракаре стали «лакмусовой бумажкой» для правящей в Армении партии «Гражданский договор». Особенно показательна ситуация в Гюмри, где шесть лет назад начиналась армянская бархатная революция, сообщает телеграм-канал
"Выборка". Что, собственно, произошло?
Партия премьер-министра Пашиняна, несмотря на применение административного ресурса и попытку выдать кандидата Сарика Минасяна за «независимого», получила в актив лишь 35% голосов против 60% в 2018-м и меньшего, но позволяющего-таки избрать своего мэра показателя в 2021-м. Поражение в Гюмри свидетельствует не просто о падении рейтинга, а об утрате мандата.
Параллельно в Паракаре (Армавирская область), хотя и на гораздо менее масштабной площадке, оппозиционный кандидат «из народа» без мощной партийной машины побеждает представителя власти. Даже в агломерации Еревана административный ресурс перестаёт быть гарантией победы.
Особенность нынешних выборов — активная, открыто политизированная кампания оппозиционных кандидатов. Помимо привычной критики местных властей, партии, созданные экс-президентами Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном, а также местные элиты (компартия, выдвинувшая Вардана Гукасяна) прямо требовали смены власти в стране. И были поддержаны: суммарно оппозиция получила около 65% голосов. Это знак трансформации электорального поведения — от протестного к осознанно политическому.
Кроме того, оппозиция сообщила о репрессивных действиях некогда весьма популярного правительства накануне голосования (облавы и аресты в штабах) – они вступают в прямое противоречие с риторикой о свободе слова и ценности «выбора народа».
Отдельное значение имеет внешнеполитический сигнал: как минимум двое победивших в Гюмри кандидатов (Вардан Гукасян и Андраник Теванян) открыто выступают за пророссийский курс Армении. Проевропейский кандидат Левон Барсегян был проигнорирован, его «Евроблок» не набрал и 5% голосов.
Главный вывод из произошедшего в Армении: электоральное поле больше не контролируется одной силой. На голосовании, послужившем репетицией перед выборами в парламент, Пашинян утратил статус непобедимого — и впервые за долгое время стал уязвим в реальной политической конкуренции.
Печать