Политолог, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Павел Склянчук – о законотворческих итогах восьмого созыва Госдумы. Депутаты Госдумы всегда были самыми активными законотворцами - их просто физически больше, чем всех остальных субъектов права законодательной инициативы вместе взятых. Несмотря на контроль за тем, что вносится со стороны фракций, право депутата предложить проект закона гарантировано в Конституции.
Всего в нашей стране 733 политических актора имеют право предлагать изменять законы - это своеобразный мировой рекорд. При этом Конституционный суд и Совет Федерации своим правом не пользуются. Первый, исходя из соображений обязательной проверки актов на соответствие основному закону страны, второй - следуя негласной политической традиции.
Законопроекты регионов не часто становятся федеральными законами в силу их слабой юридической подготовки, а также потому, что самые «проходные» проекты забирают себе федеральные игроки - статусные парламентарии и правительство.
Тем не менее в этом созыве особенно успешным в законодательстве стал Госсовет - Курултай Башкортостана, который возглавляет Радий Хабиров, ранее занимавшийся вопросами взаимодействия с Федеральным Собранием в Администрации Президента РФ. Именно башкирский региональный парламент первым выдвинул проект о запрете пропаганды идеологии чайлдфри* (пропаганда бездетности запрещена), который затем был принят уже как депутатский, также регионалами были инициированы серьезные изменения в сфере нотариата.
В статистике не отображается количество принятых поправок ко второму чтению, которые нередко не уступают по своему регулирующему воздействию полноценным законопроектам.
Например, именно через поправки правительство повысили судебные пошлины и штрафы для автомобилистов. Кроме того, правовая база создания мессенджера МАХ была заложена скоростным принятием депутатских поправок, или – цифровизация воинского учета.
Большое количество участников законотворческого процесса на старте, к сожалению, не перетекает в высокое качество текстов федеральных законов на финише. Тем не менее, в этом созыве удалось успешно принять много законов об интеграции новых субъектов в состав России, о поддержке участников СВО и их семей.
В этом созыве самые ожидаемые законы были приняты фактически без усилий и противодействия - закон о противодействии санкциям, о платформенной экономике, о противодействии телефонным мошенникам, дважды – о налоговой реформе. Неожиданно много было ценностно-ориентированных законов - начиная от запрета пропаганды ЛГБТ* (движение экстремистское, его пропаганда запрещена», заканчивая обязательным размещением крестов на гербе.
Печать