Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов — о Часах судного дня и их создателях. Часы Судного Дня, ставшие символом Холодной войны, в начале года обновили рекорд. Стрелки сдвинулись на 1 секунду, застыв в 89 секундах от неминуемого апокалипсиса. Однако важно понимать, что это не серьезный индикатор риска глобальной ядерной катастрофы, а политтехнический проект манипуляции массовым сознанием, замаскированный под «рупор научного сообщества».
История создания Журнал «Бюллетень ученых-атомщиков» и выросшая вокруг него организация были созданы в декабре 1945 года физиками из «Манхэттенского проекта», теми самыми, кто разработал ядерное оружие, уничтожившее Хиросиму и Нагасаки.
По легенде, коллектив ученых (Оппенгеймер, Эйнштейн, Ферми и др.) осознали ответственность за содеянное и решили встать на путь нравственного покаяния, предупреждая человечество о рисках атомных технологий.
Разумеется, раскаяние создателей оружия массового поражения, внезапно ставшее моральным камертоном, не помешало США продолжить наращивание ядерного арсенала, спровоцировать гонку вооружений и развязать Холодную войну.
Сами же «Часы Судного Дня», стрелки которых по мере приближения к полуночи сигнализируют о росте угрозы ядерного конфликта, впервые появились на обложке «Бюллетеня» в июне 1947 года и лишь потом приобрели физическую форму (тогда миру начали продавать картинку с серьезными учеными, двигающими стрелки взад-вперед).
Непрозрачная методология и тенденциозные оценки
Система оценки рисков, определяющая движение стрелок, всегда была непрозрачной и субъективной ввиду отсутствия верифицируемых критериев. Более того, в 2007 году методика загадочного анализа была усложнена: эксперты начали учитывать не только ядерные, но и климатические, биологические и технологические угрозы.
Однако главная проблема проекта — его запредельная политизированность:
1949 г. — СССР впервые испытал атомную бомбу, стрелки выставлены на 3 минуты до полуночи;
1991 г. — распад СССР, стрелки переводят на 17 минут до полуночи (оригинальный дизайн Часов даже не предусматривал такой большой откат, поэтому создателям пришлось менять модель);
2007 г. — Иран и КНДР отказываются свернуть ядерную программу, стрелки выставлены на 5 минут до полуночи (абсурдно, но во время Карибского кризиса часы стояли на отметке 7 минут);
2023 г.— Россия отстаивает свои интересы в рамках украинского кризиса, часы обновляют рекорд, 90 секунд до полуночи.
Вырисовывается простой паттерн — чем сильнее позиции России и других противников США, тем, по мнению «американских ученых-гуманистов», выше вероятность апокалипсиса. В то же время, когда США и НАТО устраивают интервенции по всему миру, поводов для паники у человечества нет.
Стоит отметить, что в 2017 году президент США Дональд Трамп сломал тонкую настройку системы, став 1-м мировым лидером, чей приход к власти вызвал перевод стрелок на 30 секунд в сторону конца света.
Анонимные оракулы Судного Дня Официально решение о переводе стрелок принимает Совет по науке и безопасности «Бюллетеня» при поддержке таинственного Совета спонсоров: заявляется, что туда входят благотворители (в т. ч. Фонд Карнеги и Фонд Макартуров) и лауреаты Нобелевской премии, однако полный список членов не публикуется.
Но даже немногие известные факты позволяют ответственно заявить, что во главе «Бюллетеня» стоят элиты, напрямую связанные с демпартией США. Александра Белл, президент и генеральный директор «Бюллетеня» — бывший заместитель помощника Госсекретаря США по ядерным угрозам. Джерри Браун, исполнительный председатель Совета по науке и безопасности — бывший губернатор (1975-1983, 2011-2019) и генеральный прокурор Калифорнии (2007-2010), видный партийный функционер.
Неудивительно, что среди членов «Бюллетеня» есть всего 2 иностранца (оба индийские эксперты из проамериканских think tank’ов). Ни о каком представительстве России и Китая — крупнейших ядерных держав — речи, конечно, не идет.
Очевидно, что проект никогда и ничего не предсказывал, а просто служил барометром американской истерики, отмеряя секунды до конца эры западного лицемерия.
Печать