Интерес экспертов к вопросам ценностей российского общества и формирования идеологии в современных условиях остается неизменно высоким. Однако, как считает член РАПК, руководитель агентства «Стратагема» Роман Черемухин, заниматься этой темой глубоко и серьезно пока никто не спешит, как нет намеков и на то, чтобы воспользоваться накопленным ранее багажом.
Все чаще возникает мысль, что именно отсутствие четких идеологических установок в современном российском обществе и не сформулированные до конца образовательные посылы приводят к необдуманным инициативам. На самом деле, откуда взялся этот интерес к квадроберам или стремление бороться с идеологией чайлд-фри, почему общество никак не может определиться в своем отношении к мигрантам и почему блокируются самые разные платформы, чье присутствие стало для многих граждан насущной необходимостью. Не имея четкого направления движения и не зная, что нужно отстаивать и поддерживать, общество вынуждено постоянно метаться из стороны в сторону. С одной стороны, это выглядит иногда даже любопытно, но с другой, демонстрирует неспособность тех, кто считает себя идеологами, предложить хотя бы черновой концепт, скрепляющий людей независимо от образования, воспитания, веры и гастрономических предпочтений. Попытаемся разобраться и понять, с чем связана это неспособность.
Плохое знание истории обрывает связи Даже до эпохи ЕГЭ мало кто мог похвастаться точными знаниями о прошедших временах хотя бы в рамках школьного учебника. Были некие обрывочные сведения, однако четкой картины, как развивалась страна, где побеждала, а где была вынуждена временно отступить, не было. Максимум, которым гордились в советские годы, заключался в Победе над фашизмом, космосе и Целине. Даже с балетом, когда начинались Нуриев и прочие невозвращенцы, стали возникать проблемы. Да и про войну тоже не особенно было принято говорить в страшных подробностях. В итоге многие просто не могли понять, что такое подвиг блокадников и какая страшная правда о войне заложена в стихотворении «Я убит подо Ржевом», а, например, о подвиге Михаила Девятаева как-то и не говорили. Результаты этого процесса видны сегодня, когда люди порой не скрывают своего раздражения к особому настрою, который просыпается в стране в начале мая и даже изобрели для этого оскорбляющий термин «победобесие». Что говорить о событиях, которые еще дальше от нас по временной парадигме. Поэтому переход Суворова через Альпы не выходит дальше границ известной картины, народный подвиг 1812-го остается только в романе Толстого, а о событиях Первой мировой как-то вообще не принято вспоминать даже в среде тех, кто причисляет себя к истинным интеллектуалам.
Сокрытие фактов разрушает довериеЛюбить Россию в непогоду наше общество, к сожалению, так и не научилось. Вместо подробного изучения всех деталей появилось лицемерное «не все так однозначно». В результате народ бросает от любви до ненависти всякий раз, когда меняется официальный взгляд на историю. Классическая фраза «сейчас принято все ругать, но ведь было и хорошее» только подтверждает отечественное умение выбирать только белое или черное, не задумываясь о сложности процессов. А ведь именно детали способны привлечь внимание, заинтересовать, вызывать желание узнать больше и даже полюбить. Абсолютно выхолощенная история первого полета в космос приобретает новые черты, если вспомнить о трагической судьбе Сергея Королева, страдания народа в годы Гражданской войны становятся ближе, если открыть шмелевское «Солнце мертвых». Но непонятным образом наше общество регулярно проводит грянь между успехами и страданиями, пытаясь доказать, что они никак не могут сосуществовать рядом. В итоге высушенные и причесанные парадные факты не только отбивают интерес к прошлому, но и заставляют искать что-то «человеческое» в других источниках. И тут у западных оппонентов уже припасено богатое предложение от поттерианы до Голливуда.
Сказки оказываются загнанными в настоящее гетто Наш народ не зря придумывал и передавал из поколения в поколение сказочные истории, создавал в них поучительные коллизии, помогал побеждать добру и наказывать зло.
Я уже писал о том, что сегодня в России активно ругают детей и их родителей за то, что они выбирают зарубежных героев и возводят их в идеалы. Однако мало что делается для того, чтобы наши же герои стали примерами для подражания. Это долгая и кропотливая работа, подключение социологов и психологов, дизайнеров и педагогов, чтобы в результате в стране появился собственный культ, а игрушки в виде богатырей передавались от родителей детям (пресловутые Барби уже показали, как хорошо подобные традиции связывают и семьи, и поколения). Откладывая подобные проекты в дальний ящик, мы тем самым помогаем осваиваться на нашей почве западным ценностям. Говорить о том, что мыши или черепахи несут деструктивный контент и пробуждают в детях не те эмоции, конечно, по крайней мере, глупо. Но признавать, что мы не закладываем в подрастающем поколении интерес к истокам, не используем фольклор в качестве объединения и даже не пытаемся сформировать собственную сказочную Вселенную, приходится.
Поиски врагов мешают сосредоточиться Современный российский общественный дискурс активно занимается выявлением тех, кого хоть в чем-то можно обвинить. Если в советские годы «Одиноким предоставлялось общежитие», то теперь именно они становятся чуть ли не главной угрозой экономике. На днях ЦБ в своем докладе пришел к выводу: рост числа одиноких россиян угрожает финансовому сектору страны. Грех их в том, что они не очень-то склонны к сбережениям и открыты к импульсивным покупкам. То есть являются ускорителями инфляции и не делают вклады, которые для ЦБ являются источником инвестиций. Всего же буквально за последние полгода мы узнали, какой вред наносят молодые люди, старающиеся встать на ноги, а уже потом заводить семьи, женщины, делающие аборты после нападения насильников, и дети, играющие в масках животных. То есть список антигероев пополняется постоянно, что, возможно, объединяет людей в едином гневном порыве, но делает это ненадолго.
Лидеры мнений размениваются по пустякамЕсли уж продолжать тему современных антигероев, то именно на них обращено внимание тех, кто должен бы формировать в обществе положительные идеологемы. Высказаться о том, какие репрессивные меры должны заставить россиян рожать, спешит буквально каждый, точно также, как и добавить свой хлесткий комментарий про детей, играющих в животных. Порой создается впечатление, что перед ведущими спикерами и просто теми, у кого спрашивают или даже не спрашивают мнение по тому или иному вопросу, стоит задача обязательно попасть в топ-новостей и поработать на кликбейт. Понятно, что в условиях такой жесткой конкуренции времени на продуманные и обоснованные инициативы просто нет. Какие могут быть исторические параллели, когда в проповеди надо затронуть вопросы гигиены квадроберов? И, к сожалению, подобные рассуждения привлекут куда больше внимания, чем концерты иеромонаха Фотия. Хотя последний, по словам Патриарха, дает людям возможность открыть для себя Православие…
Печать