Политолог, президент Фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов – об избрании Владимира Якушева в Совет Федерации.Избрание Владимира Якушева сенатором (с прицелом на вице-спикерство). Почему это интересно?
1. Якушев становится редким исключением из правил, при котором пост полпреда является политической пенсией (как посол для членов политбюро и министров в советское время) или тихой гаванью, не сулящей новых карьерных взлетов. В последние 10 лет в лучшем случае с него уходили на должности глав регионов (Санкт-Петербург, Северная Осетия).
2. Не похоже, чтобы этот шаг стал сигналом перезагрузки института полпредов: ее обещают с момента учреждения, но этого ни разу не случалось. Скорее дело собственно в Якушеве. Который становится единственным чиновником такого уровня, попробовавшим себя в должностях на пяти уровнях – муниципальном (мэр Тюмени), региональном (губернатор Тюменской области), окружном (полпред в УРФО), министерском (Минстрой) и партийном (руководитель генсовета «Единой России» с соответствующим статусом в Совете Федерации и перспективой ответственности за партийную кампанию на следующих выборах в Госдуму). В условиях текущей политики «стабильности кадров» карьерная траектория Якушева больше напоминает продвинутую казахстанскую модель, в котором регулярный перевод чиновника на новый участок не только не пресекается, но даже активно поощряется.
3. Интересное свойство карьеры Якушева – назначение взамен активных и ярких предшественников, покинувших свои посты при не самых проясненных обстоятельствах. Михаил Мень вскоре после отставки с поста министра был задержан и едва не попал под огонь правосудия. Николай Цуканов в должности полпреда после возбуждения против его помощника дела о госизмене. Обстоятельства внезапного обрыва карьеры Андрея Турчак в «Единой России» до сих пор покрыты мраком. Однако в каждом из этих случаев Якушев не воспринимал новый пост как горячую картофелину и постепенно снижал его «токсичность». Не сказав (по крайней мере, публично) ни одного плохого слова в адрес предшественников.
4. Осторожно предположу, что одним из преимуществ Якушева является умение не накапливать антирейтинг. Для «Единой России» этот навык вполне кстати: ведь основным ее противников являются не взявшая паузу КПРФ и не потихоньку чахнущие ЛДПР и «Справедливая Россия», а именно способность создавать негативные поводы без всякого участия оппонентов. Тест-драйв «Якушева» в ходе региональных выборов 2024 года показал, что антирейтинг удается не копить. Социальный оптимизм избирателей не зашкаливает, но поводов прицепиться к себе ЕР не дала.
Часть читателей наверняка напишет в комментариях: «Якушев – это вообще кто?». Ведь его имя не звучит всуе ни на лоялистских ток-шоу, ни на оппозиционных Youtube-каналах. Могу предположить, что для Якушева это элемент осознанной стратегии, оказавшийся не лишним для его карьеры. Баланс между публичностью и умением при необходимости быть незаметным стал проблемой для многих чиновников текущей эпохи – от Павла Астахова для Дмитрия Рогозина.
Печать