Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – о первых двух днях выборов в Мосгордуму.Нынешняя кампания по выборам в Мосгордуму – по-своему, особенная. И в политико-психологическом, и в технологическом плане. С политикой и психологическим фоном этих выборов всё достаточно очевидно: они проходят под знаком полного доминирования «партии власти» и, в какой-то мере, «продолжают» логику и «наследуют» результаты президентских выборов (на которых за действующего Президента России, напомню, проголосовало подавляющее большинство избирателей). То есть, эти выборы в МГД правильнее воспринимать не как начало нового, а как предсказуемое «послесловие» прошедшего общефедерального электорального цикла, жирной точкой в котором стала убедительная победа В.В. Путина в марте 2024 года. Поэтому каких-то серьезных (и даже несерьезных, локальных) электоральных сюрпризов сегодня ожидать уже не приходится. Тем более, что оппозиция на этих выборах не смогла ни консолидироваться, ни предложить какой-то значимой «общемосковской» повестки, действительно отражающей проблемы большинства москвичей.
Таким образом, победа очевидных «системных» кандидатов, прямо или косвенно аффилированных с федеральной властью и московской мэрией, выглядит единственным более или менее внятным и вероятным сценарием всего происходящего. Соответственно, и московская мэрия, и, тем более, Кремль демонстрируют вполне оправданное в этом случае, почти «олимпийское» спокойствие, рассматривая всю процедуру выборов как сугубо техническую и стараясь не создавать искусственный ажиотаж вокруг этой избирательной кампании.
Гораздо более пристального внимания заслуживает технология организации текущих выборов в Мосгордуму. Согласитесь, первоначальная идея предварительной регистрации всех желающих проголосовать посредством бумажных бюллетеней выглядела не просто как попытка «отучить» московского избирателя голосовать «по старинке», но и как опасения в связи с высокой протестной явкой. На мой взгляд, такие опасения, если они изначально имели место, - были не более чем «флэшбэками» из избирательной кампании в МГД 2019 года, а не произрастали из реальной оценки сегодняшней ситуации.
Более того, все изначальные попытки «усложнить жизнь» наиболее активным избирателям, решившим голосовать не дистанционно, а лично и традиционно, конечно, косвенно «били» по легитимности будущих результатов. Поэтому итоговое решение сохранить за московскими избирателями реальное пространство технологического выбора – дать им возможность проголосовать как онлайн, так и на избирательных участках – представляется в данном случае, если не оптимальным с точки зрения «прозрачности» подведения итогов, то вполне здравым и логичным в контексте текущей ситуации.
По крайней мере, 33,6 % явки по итогам второго для голосования – выглядят как вполне себе достойный результат, свидетельствующий о том, что многие москвичи всё еще вовлечены в политическую жизнь родного города. Однако заблуждаться здесь тоже не совсем правильно: 33,6 % - приличный результат явки именно по (прямо скажем!) невысоким меркам муниципальных и региональных выборов. Результат, который был достигнут за два дня путем активного использования технических возможностей дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Поэтому переоценивать значимость выборов в Мосгордуму, их важность, в том числе, и для жителей Москвы, явно не следует.
Печать