Доктор политических, наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – о том, кто получит политическую выгоду от проведения досрочных выборов в Национальное собрание Франции. Итак, после уверенной победы французских «правых» на выборах в Европарламент Эммануэль Макрон решил играть на обострение – распустил Национальное собрание и объявил досрочные парламентские выборы. Анализируя ситуацию в преддверие предстоящих выборов, следует напомнить две, казалось бы, контекстуальные, но на самом деле важные для понимания ситуации вещи.
Во-первых, Франция – президентская республика в полном смысле этого слова. И президент Французской республики обладает полномочиями куда большими, чем, например, президент США или, тем более, федеральный канцлер в Германии. Премьер («президент министров») в институциональной конфигурации Пятой республики – скорее, заместитель президента по внутренней политике, а не самостоятельный политический «тяжеловес». Внешняя политика – так и вообще исключительная прерогатива главы государства. Поэтому, кто бы там не занял премьерский кабинет в Матиньонском дворце, решать вопрос о том, помогать оружием Украине или нет, будет другой дворец – Елисейский. В котором до мая 2027 года, как известно, сидит «друг Эммануэль». Так что никаких иллюзий относительно скорого потепления французско-российских отношений быть не должно.
Во-вторых, учитывая архитектуру французской политической системы, и выборы в Европарламент, и выборы в Национальное собрание необходимо рассматривать в контексте «проблемы 2027» – предстоящей борьбы за пост Президента Франции. И здесь тоже есть известный парадокс. С одной стороны, победа на выборах в Национальное собрание и должность премьера – вроде как неплохая стартовая площадка для «рекрутки» президентской кампании. Бывшие премьеры во Франции в эпоху Пятой республики (с 1958 года) иногда становились потом президентами. С другой стороны, действовавшие премьеры, решавшие в разные годы побороться за главный пост в стране, чаще с треском проваливались на президентских выборах – Ширак в 1988, Балладюр в 1995, Жоспен в 2002. Так что, еще никому не удавалось переехать из Матиньонского дворца в Елисейский напрямую. Только через некоторое время – через кратковременное политическое «забвение», внутренние конфликты в собственном политическом лагере и «на костях» предшественников…. Это я к тому, что тот месьё (или та мадам), который (-ая) станет премьером Франции после грядущих выборов, получит блестящую возможность еще неоднократно провалиться, опростоволоситься и растерять весь свой политический капитал.
Итак, каковы электоральные прогнозы? Кто там фавориты и аутсайдеры? Собственно, на манеже всё те же: разношерстная коалиция «макронистов» во главе с Атталем, «Национальное объединение» Барделла – Ле Пен, наспех созданный левыми объединенный «Новый народный фронт». Что-то возьмут радикалы, «зеленые» и право-центристы. Но в оглушительную победу «Национального объединения» мне лично верится не очень. И тем более сомнительно, что по итогам этих выборов им удастся сформировать «свое» правительство. По крайней мере, их результаты на выборах в Европарламент (30 мест из 81 от Франции) говорят, что ничего сверхъестественного у правых не получится и на этот раз. Тем более, что и сама конструкция избирательной система Франции к этому явно не располагает. Как известно, на выборах в Национальное собрание Франции (в отличие от выборов в Европарламент) применяется мажоритарная система абсолютного большинства. И поэтому во втором туре кандидаты-националисты традиционно терпят фиаско в своих избирательных округах, поскольку именно против них консолидируется весь остальной электорат.
Исходя из такой тенденции, можно предполагать, что результатом этих выборов станет какая-нибудь «большая коалиция» - аморфное, неустойчивое и разнородное парламентское «большинство». Скорее всего, такой результат выборов не позволит сформировать работоспособное правительство, не принесет ничего хорошего ни политической системе Франции, ни французским гражданам.
А вот Эммануэль Макрон будет по-своему доволен. Удовлетворен промежуточным результатом – даже несмотря на возможный провал своего «преемника» Атталя. И удовлетворение Макрона от исхода грядущих выборов будет иметь вполне себе тривиальное объяснение. Состоит оно в следующем: такое вот электоральное «болото», пролонгированная до бесконечности турбулентность, скандалы и внутренние дрязги – есть главный залог политического существования и долголетия нынешнего французского президента.
Печать