Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Роза Абдулина – об активности избирателей на выборах президента России.Немного статистики в начале. Два года назад на форуме политических консультантов, я напомнила итоги выборов президента и рассказала ожидания на 2024 год. В 2012 году явка по стране была на уровне 65,3%. За Путина проголосовали 63,6% избирателей. В 2018 году явка составила 67,54%, действующему президенту отдали голоса 76,69%. В 2024 году я тогда поставила стрелку наверх с прогнозами по явке боле 70% с учетом ДЭГ, голоса, отданные Путину – более 79%. Математически такие прогнозы уже достаточно легко считались на тот момент. Так что, к чему готовится было понятно, и шоком это не должно было стать. Иными словами, нынешняя рекордная явка на выборах прогнозировалась, если хотите, была понятна заранее. Прогнозы оправдались.
Средняя по стране явка составила 77,44%. Регионы с традиционно высокой явкой ее в очередной раз показали. Это Чеченская Республика, Тыва, Кемеровская область, Северная Осетия, Чукотка, ЯНАО, Кабардино-Балкария, ЕАО.
Выделяются и новые регионы – в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях явка на выборах также выше средней по России. Высокой явкой отличилась Белгородская область. В этих регионах, безусловно, сработал принцип – чем больше давление, тем выше сопротивление. Это эффект русского характера и менталитета.
Можно назвать низкую явку традиционной для таких регионов как Иркутская область, Карелия, Забайкальский край, Новгородская область, Тверская, Ивановская области. Но на этих выборах она была на порядок выше – от 10% и более.
Высокая явка и высокий результат за Владимира Путина, на мой взгляд обусловлен главным: желанием победить или от обратного – желанием не проиграть США и другим недружественным нам странам. Тем более не проиграть в борьбе с Украиной, а это значит достичь всех поставленных президентом России целей СВО. Обеспечить нашу победу может только действующий президент и никто другой в списке кандидатов. Отсюда и такая высокая консолидация граждан всей страны вокруг фигуры президента.
Технологические решения в виде трехдневного и электронного дистанционного голосования позволили процесс сделать более удобным для волеизъявления.
Если говорить о кандидатах, то узнаваемость троих из них, прямо скажем, недостаточная. Даванкова в регионах знают плохо, если в принципе знают. Бренд «Новых людей» более понятный, по крайней мере о партии слышали в крупных городах, неплохую работу в разное время они проводили в социальных сетях. Думаю, что практически второе место Даванков получил как новое лицо в бюллетене на президентских выборах. И аккумулировал хоть и небольшой, но протест.
Что касается КПРФ, то часто так бывает, что партийные симпатии и персональные не всегда совпадают, поэтому процент Харитонова более чем понятен и разница менее, чем в один процент от третьего места никаких дивидендов на будущее коммунистам не добавляют.
На мой взгляд, ЛДПР без Жириновского нет и не будет. Итоги выборов это подтвердили. Сам по себе Леонид Слуцкий неплох, но Жириновский и заданная им планка Слуцким не достижима. Если каких-то радикальных изменений в подходах работы ЛДПР предпринято не будет, партия начнет уходить в закат.
Главное, что предстоит решить в ближайшие годы – что делать с многопартийной системой в стране, которая давно уже работает по системе квотирования и «звонка сверху».
Печать