Член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский – о шансах зарегистрированных кандидатов занять второе место на выборах президента РФ.С интересом наблюдаю за развернувшейся борьбой зарегистрированных кандидатов в президенты за второе место в предвыборной гонке, что в нынешних условиях для них самих и их партий фактически означает серьезную тактическую победу перед выборами в Госдуму в 2026 году.
С Николаем Харитоновым все понятно. Аморфная избирательная кампания без ярких решений, с понятным набором стандартных многолетних предложений от КПРФ. Кампания, имеющая четкую технологическую цель – сделать все, чтобы не создать даже подобие конкуренции, не повторить кейс Грудинина пятилетней давности, и тем самым продлить еще на несколько лет лидерам партии, старцам-патриархам, место в высшей лиге публичной политики. Хотя, не удивлюсь, что Харитонов за последние пару недель все же для приличия «проснется», хотя бы для того, чтобы сохранить лицо перед своими однопартийцами.
Владислав Даванков, конечно, более интересен. Хотя бы тем, что с ним работает несколько известных политконсультантов, моих коллег. Хотя, текущий довольно агрессивный посев нарратива в телеграм-каналах, про то, как молодой, не вписывающийся в традиционные электоральные ниши кандидат по-любому придëт вторым, немного раздражает. Как и очевидные размытости и пробелы в образе Даванкова. Одна только крайне спорная история с публичной поддержкой Надеждина, который до этого открыто высказывался против СВО. Это сделано в надежде привлечь его потенциальных избирателей, большая часть которых – релоканты либеральных и даже антироссийских воззрений, но тогда возникает вопрос – «Новые Люди» искренне за СВО и политику президента или сквозь зубы? В целом, кажется, хайп-кампания Даванкова будет ориентирована лишь на жителей крупных городов и вестись в основном в социальных сетях. Глубинному народу, то есть основной массе избирателей, Даванкову сказать, по большому счету, нечего.
Остается амбициозный Леонид Слуцкий. Здесь, безусловно, удачным решением стало использование образа и фамилии многолетнего вождя ЛДПР В.В. Жириновского в АПМ кандидата. Третий год слышу на фокус-группах добрые слова в адрес Жириновского – память о нем в сердцах людей живëт. Именно это продолжает работать на появление новых сторонников партии и, кстати, уже на узнаваемость самого Слуцкого. Без сравнений с предшественником не обойтись, но полноценным лидером либерал-демократов Леонид Эдуардович становится на наших глазах, и уже точно станет сразу после этих выборов, если кампания сложится для него удачно. Для этого надо, как минимум, выступить лучше своего крестного политического отца в 2018 году (напомню, тогда ВВЖ набрал 5.65% голосов, при явке 67.5%, что в голосах равно 4155000). По тем данным, что я вижу после наших замеров, уже сейчас позиции Слуцкого сильнее, чем пять лет назад у Жириновского.
Многое, конечно, будет зависеть от дебатов кандидатов между собой. Но на старте кампании вполне очевидно, что ядерный электорат у Слуцкого немалый. Его, разумеется, еще придется мобилизовать. Но есть и возможности для его расширения – у кандидата от КПРФ вполне можно оторвать ситуативных избирателей, у Даванкова – провинциальную молодежь, до которой «Новым людям» не дотянуться. Все это – миллионы людей. В этом смысле предложение голосовать за Слуцкого и его программу – это предложение «баланса» для тех избирателей, кто с уважением относится к патриотической риторике, реально поддерживает СВО, и, при этом, хочет иметь своего кандидата.
Печать