На площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) прошло очередное заседание Дискуссионного клуба. Мероприятие было посвящено теме создания в регионе опорных городов.
В дискуссии принял участие Сергей Никоноров – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
В своем выступлении он сосредоточил внимание на вопросе о стратегических планах и программах развития Арктики. С полной стенограммой его выступления можно ознакомиться ниже.
Ранее порталом «Выбор народа» были опубликованы стенограммы выступлений:
- Надежды Замятиной - кандидата географических наук, ведущего научного сотрудника факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского (НИУ-ВШЭ);
- Виктории Богинской - сооснователя проектно-исследовательской команды «Арктикаметрия», члена союза архитекторов России, управляющий партнер проектной группы «ЯРУС», члена экспертного совета по созданию арктических стандартов Минарктики;
- Ирины Красноперовой - заместителя руководителя ГОКУ «Представительство Правительства Мурманской области;
- Максима Данькина - директора Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики;
- Инны Закирьяевой - заместителя главы города Норильск по экономике и финансам;
- Сергея Неустроева - первого заместителя министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия).
- Рустама Романенкова - статс-секретаря – заместителя Генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы»;
- Владимира Климанова - директора Центра региональной политики РАНХиГС при президенте РФ, директора Института реформирования общественных финансов ;
- Ольги Грицан – руководителя аналитического отдела АСР «ЦЕНТР»;
- Юлии Алферовой - генерального директора АНО «Национальное агентство развития предпринимательства»;
- Дмитрия Наринского - академика отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), эксперта Союза архитекторов России в области градостроительства и территориального планирования, члена Экспертного совета АСИ;
- Александра Балобанова - кандидата философских наук, эксперта ЭЦ ПОРА, заведующего кафедрой государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС;
Валерии Савиновой - аспиранта МАрхИ, магистра архитектуры, архитектора-исследователя.
Первый момент, который я хотел уточнить для того, чтобы определить опорные населенные пункты в Арктике, есть уже методические рекомендации в этом плане. Можно посмотреть на распоряжение Правительства РФ № 4132-Р от 23 декабря 2022 года. И есть 8 критериев, которые определяют опорный населенный пункт. Но есть в этом распоряжении очень интересный элемент – вполне корректно можно отклониться от этих критериев, если территория характеризуется высокой или низкой плотностью населения или отсутствует круглогодичная связь между прилегающими территориями и опорным населенным пунктом. И здесь может быть относительная свобода для креативного творчества.
документов стратегического планирования. Здесь достаточно большой аспект элементов, сегодня коллеги уж об этом говорили. У многих выступающих прозвучал элемент, связанный с мастер-планами. В ближайшее время может появиться до 25 таких документов. И здесь я бы отметил, что это, по большому счету, бенчмарк будущего плюс реальная стратегия его достижения. Для арктических городов не годятся стандартные подходы, как по строительству, так и по благоустройству. Здесь вообще нужны инновационные решения для создания комфортной городской среды. Это в свою очередь влияет и на качество жизни местного населения, и на инвестиционную привлекательность территорий, и даже на отток жителей с этих территорий.
Третий момент. Это инструментальное значение госпрограммы по развитию Арктической зоны РФ. В этой программе выделено 145 проектов общей стоимостью 5 триллионов рублей. Но Правительство РФ себе верно и во многих аспектах финансирования придерживается правила Парето 20/80. То есть из 5 триллионов рублей используется только 1 триллион рублей бюджетных средств. А остальные 4 триллиона рублей – это частные инвестиции. Понятно, что здесь инвестиции, в первую очередь, каких-то госкомпаний, частных компаний, которые работают на этой территории. И, конечно, из этих 145 проектов 17 определены приоритетными или якорными. И именно они должны дать синергетический, мультипликативный эффект для развития других локальных проектов в регионе. Я говорю сейчас о макрорегионе Арктической зоны РФ, а также о прилегающих не арктических территориях в экономике страны в целом. Мы об этом иногда забываем, хотя регионы, прилегающие к Арктической зоне РФ, в общем-то, не отделимы от АЗРФ. Поэтому здесь и отток, и приток населения, это связи хозяйственные – это нужно тоже учитывать.
Здесь особенность программы в том, что впервые для ее внедрения подготовлен федеральный закон не отраслевого, а территориального развития. И введена новая экономическая модель развития АЗРФ на основе опорных зон, которая предусматривает несколько аспектов. Первый аспект – развитие территории как целостного проекта путем взаимоувязки отраслевых проектов на всех этапах его осуществления. Во-вторых ,это реализация проектов федерального и межрегионального значения, нацеленных на развитие АЗРФ в целом, а также территорий, тяготеющих к АЗРФ, и предприятий, научно-образовательных центров, расположенных вне Арктической территории РФ, но выпускающих продукцию и услуги для арктических нужд. В-третьих, это взаимоувязанное применение всего комплекса действующих инструментов и механизмов государственной поддержки.
В заключение я хотел бы отметить только два момента. Первый момент связан с тем, что, учитывая капиталоемкость и материалоемкость приоритетных инфраструктурных проектов, необходимо предусмотреть мероприятия и проекты по развитию строительного комплекса в Арктической зоне РФ. В первую очередь – промышленных и строительных материалов, изделий, конструкций, ориентированных на выпуск инновационной продукции, позволяющей сокращать сроки реализации проектов, повышать качество возводимых объектов именно инфраструктуры Арктической зоны России.
Второй момент – это привлечение инвестиций. На мой взгляд, есть у нас очень интересный опыт в России, опыт Москвы в рамках зеленой экономики. Green Economy – это переход в Москве на электробусы и привлечение как от юридических, так и от физических лиц долгосрочных облигаций. На мой взгляд, было бы очень интересно применить элементы Blue bonds – синих облигаций – в рамках поддержки инфраструктурных проектов от юридических и физических лиц в рамках синей экономики именно для Арктики.
Печать