Элла Памфилова пообещала завести черный список политических консультантов, которые в своей работе используют такие технологии, как выдвижение «двойников» в качестве конкурентов для реальных кандидатов на выборах. Чуть позже глава Центризбиркома уточнила, что черные списки – это всего лишь фигура речи. «Никакими черными списками, даже если бы мы в буквальном смысле этим занимались, не решить проблему, которую решить может только само политтехнологическое сообщество на принципах саморегулирования», - добавила она.
Заявления главы ЦИК ранее прокомментировали президент РАПК, эксперт Центра ПРИСП Григорий Казанков, член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский, политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов, управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист, эксперт Центра ПРИСП Гарегин Митин, политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников, политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин, заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов, политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко, политтехнолог, управляющий партнер коммуникационной группы «Первый советник», эксперт Центра ПРИСП Константин Труфанов, политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский, политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП Алена Август, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов.
Поделилась своим мнением и политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Роза Абдулина.Во-первых, избирательная кампания – это достаточно дорогое удовольствие, скажем прямо. И не каждый может его потянуть. И дорогое оно не столько финансово, сколько дорогое по жизни. Это время, которое затрачивает сначала кандидат, а потом депутат, глава или мэр, губернатор на работу. У избирателей еще осталась иллюзия, что избирательная кампания – это «веселая прогулка» или развлечение для богатых, в следствии которого они получают мандат с преимущественным правом на блага, но это не так. Ушли девяностые, двухтысячные ушли, сейчас выборная должность – это серьезная работа с регламентами, с жестким режимом, дедлайнами и большая ответственность. И тех, кто относится к должности и своим обязанностям халатно или пытается что-то урвать могут даже посадить. Я уже не говорю о дисциплинарной ответственности, которая с каждым годом становится все более жесткой. Тем более, что и период в стране сейчас очень непростой и, в первую очередь, власть должна сохранять лицо. Можно даже обратить внимание на тот факт, что кандидаты уже мало прибегают к обещаниям «воздушных замков» и предлагают все более осязаемые и реальные вещи. Но и на сегодняшний день избирательная кампания, безусловно, не теряет своей конкуренции. Мы конкурируем сами с собой – власть конкурирует за доверие избирателей.
Во-вторых, у нас есть Федеральный Закон о выборах. Там все четко прописано и регламентировано. Если в законе написано, что не запрещено, значит это разрешено, включая регистрацию полных тезок в любом количестве. И любые высказывания по поводу законности данной технологии – это не более чем эмоциональный порыв. Каждому свое: если один специалист нашего цеха не станет прибегать к легальной возможности регистрации двойников, то другой, исходя из потребностей, это сделает. Возможно, в высказываниях главы ЦИК есть попытка оградить себя от негативного фактора, который в том числе влияет на легитимность процесса, и я это очень хорошо понимаю. Лично я берегу репутацию власти, но нужно трезво оценивать риски.
Кроме того, политтехнологи довольно четко регулируют свою работу на внутреннем рынке и без влияния ЦИК. И скорее, мнение коллег по цеху гораздо более важно для членов сообщества, чем мнение из вне. У нас есть свои правила, и многие им следуют. А тех, кто их нарушает попадают в эти самые черные списки внутри нашего же сообщества. Мы не работаем с теми людьми, которые нечестно поступили по отношению к коллегам внутри избирательного штаба, к финансам, которыми мы вынуждены распоряжаться, по отношению к оппонентам и самим кандидатам. Эти правила всем в рынке давно известны. Они фактически обеспечены библейскими канонами – не убей, не укради, не обмани…
На самом деле, мы все давно друг друга знаем, понимаем кто что из себя представляет. Более того, у нас работу получают по рекомендации и нет понятия лоббирования. В наш рынок очень сложно попасть извне, а если и попадают, то далеко не все преуспевают. Стоит кому-то облажаться и работу будет получить уже сложно. Мы также не берем непроверенных людей, это очень серьезные риски. Какие-то начинающие технологи еще могут проводить эксперименты сами над собой, над своими кандидатами, над финансами. Люди серьезные никогда не рискуют и берут в команду только профессионалов, потому что нам некогда учить и некогда исправлять чужие ошибки.
Печать