Журналист, эксперт Центра ПРИСП Тихон Сысоев – о том, как серия скандальных акций в Стокгольме сыграла на руку Эрдогану, и факторе НАТО в президентских выборах в Турции.Мучения Швеции и Финляндии на пути к формальному вступлению в НАТО, похоже, не кончатся даже летом — на саммите Альянса в Вильнюсе, как было запланировано изначально. Причины все те же: Турция, от решения которой де-факто зависит расширение военного союза, в очередной раз обвинила Швецию в невыполнении обязательств после нескольких прокурдских акций, прошедших в Стокгольме, и демонстративного сожжения Корана.
Более того, Анкара стала выказывать недовольство по отношению ко всему Североатлантическому альянсу. В турецких внутриполитических кругах прокатилась волна заявлений с одним и тем же рефреном: сильное НАТО противоречит интересам страны, пора выходить из военного союза и делать ставку на развитие собственной армии и ВПК. Об этом, например, заявил зампред партии «Родина» Этхем Санджак и ее лидер Догу Перинчек. По их инициативе в стране даже стартовала общенациональная кампания «Выйдем из НАТО». «Мы не родились с НАТО и не умрем без него, слава богу», — заявил, в свою очередь, глава Партии националистического движения Девлет Бахчели.
Впрочем, к поднятому Анкарой шуму стоит относиться с известной долей скептицизма: смотреть на все это нужно через призму внутриполитической конъюнктуры. Турецкий президент Реджеп Эрдоган недавно объявил, что всеобщие выборы в стране пройдут 14 мая. На них будет не только обновлен парламент, но и избран новый глава государства.
Если учесть геополитический контекст, то эти выборы, без преувеличения, можно назвать одними из самых важных в истории страны. Как показывают опросы, предвыборная гонка обещает быть крайне напряженной: победа не гарантирована ни оппозиции, ни нынешним властям. А значит, ни та ни другая сторона не будет жалеть средств, а уж тем более не станет пренебрегать поводом привлечь дополнительные голоса.
Чучело ЭрдоганаШведы в этом смысле сыграли на руку Эрдогану. Сначала 11 января у здания городской ратуши в Стокгольме прошли акции активистов Рабочей партии Курдистана (РПК), которую в Турции считают террористической. Кульминацией этого мероприятия стала символическая казнь турецкого лидера: его чучело демонстративно повесили на столбе.
Официальные представители Евросоюза, как и власти Швеции, решили проигнорировать этот перфоманс. Зато реакция Анкары не заставила себя ждать. Главу шведской дипмиссии немедленно вызвали в турецкий МИД, где ему был заявлен протест. А министр обороны страны Хулуси Акар объявил, что запланированная на 27 января встреча со шведским коллегой Полом Йонсоном отменяется, так как она «утратила свою важность и не имеет никакого значения».
Не успел забыться этот скандал, как разразился новый, еще более масштабный. 21 января неподалеку от здания посольства Турции в шведской столице прошел митинг местных праворадикалов, выступающих против излишне мягкой политики по отношению к мигрантам. Во время акции был публично сожжен Коран.
Само сожжение священной для мусульман книги — дело рук лидера датской правоэкстремистской партии «Жесткий курс» Расмуса Палудана, известного своей исламофобией и антииммигрантской риторикой. Только в 2018 году он сумел организовать 53 антиисламские акции, а публично сжечь Коран пытался в разных странах Европы еще с 2020 года. Показательно, что в Швеции Палудан получил разрешение от полиции на проведение митинга. В официальной заявке значилось, что мероприятие направлено против ислама и «попытки президента Турции Эрдогана повлиять на свободу выражения мнений в Швеции». Подобная повестка не нарушает принятого в стране законодательства.
К слову, то ли за компанию, то ли в знак солидарности к этой акции решил присоединиться Эдвин Вагенсвельд, лидер антиисламской группы Pegida в Нидерландах, который под камеру вырвал страницы из Корана в Гааге.
На этот раз реакция вышла далеко за пределы Турции, охватив другие страны с большим количеством мусульманского населения. Акцию осудили официальные лица и верующие Саудовской Аравии, Бахрейна, Иордании, Ирака, России, Кувейта, ОАЭ. В самой Турции прошел масштабный общенациональный митинг в защиту Корана, на котором прихожане всех мечетей страны зачитывали суры из священной книги.
«Исламофобские провокации ужасны. В Швеции широкая свобода выражения мнений, но это не означает, что правительство Швеции или я поддерживаем высказанные мнения», — написал в своем твиттре глава МИД Швеции Тобиас Билльстрём. Увы, с учетом масштаба разразившегося скандала такого заявления уже было явно недостаточно. К тому же датский радикал свой перфоманс повторил почти неделю спустя — и вновь с согласия полиции. Эрдоган и другие официальные лица Турции дали понять, что намерены блокировать вступление скандинавских стран в НАТО, пока те не выполнят все взятые на себя обязательства.
«Акция, организованная перед посольством Турции в Швеции, является очередным примером пропагандистской деятельности террористической организации РПК. Это доказывает, что Турция права, настаивая на том, чтобы Швеция сотрудничала с нами в борьбе с терроризмом до вступления в НАТО», — заявил глава управления по связям с общественностью администрации президента Фахреттин Алтун. В свою очередь, глава турецкого МИДа объявил о полной приостановке переговоров со Швецией и Финляндией о вступлении их в НАТО.
Напускное раздражениеНе надеть тогу защитника ислама, заботящегося о насущных интересах страны и всех мусульман, турецкому президенту в такой ситуации было просто нельзя. «Если говорить цинично, то вся эта история Эрдогану выгодна. С одной стороны, он консолидирует свой электорат, который в основном проживает в малых городах и сельской местности, выступая в качестве защитника традиционных ценностей. С другой стороны, теперь он может масштабировать свой статус до положения лидера всего исламского мира или, по крайней мере, его суннитской части», — считает Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам.
Прошедшее 25 января заседание Совета национальной безопасности Турции под председательством лидера страны было показательным. Достаточно посмотреть на его официальную повестку: заявки на вступление в НАТО Швеции и Финляндии; борьба с терроризмом, под флагом которого проходит операция турецкой армии на севере Ирака и Сирии; «провокационные действия» Греции, которая размещает свои военные силы на островах в Средиземном море; выстраивание дальнейшего диалога с Дамаском.
Словом, сплошные угрозы и вызовы. События в Стокгольме отлично вписались в этот фон. Разве может Эрдоган после всего произошедшего пойти хоть на какие-то уступки двум скандинавским странам? Тем более что, согласно исследованию госагентства Anadolu, более 90% граждан Турции высказались против членства Швеции в НАТО.
Но главный приз, на который рассчитывает турецкий лидер, связан, конечно, с грядущими выборами, итоги которых для него пока остаются туманными. Стремительный рост инфляции, постоянные обвалы национальной валюты, растущая пугливость иностранных инвесторов явно снижают популярность Эрдогана. Коалиция из шести оппозиционных партий, которая в феврале планирует назвать своего кандидата на президентскую гонку, наверняка не пройдет мимо подобных инфоповодов.
На этом фоне у нынешнего главы государства остается только один путь — старательно прикрывать насущные проблемы идеологической повесткой. Ему важно убедить граждан, что только «сильная рука» способна провести страну через надвигающиеся кризисы, только сплочение вокруг консервативных ценностей может укрепить общество, чуть было не сорвавшееся в гражданскую войну в 2016 году во время попытки военного переворота.
В этом ключе и стоит интерпретировать ажиотаж в связи с событиями в Стокгольме, а также угрозы Анкары покинуть Североатлантический альянс, полагает Юрий Мавашев, востоковед, директор российского Центра изучения новой Турции. «Это чистый популизм, направленный на мобилизацию электората, которого на самом деле все больше и больше интересует состояние экономики, — уверен эксперт. — Если оставить в стороне нравственный аспект, то раздражение турецкой стороны, в сущности, полностью надуманное. И конечно, Турция не станет выходить из НАТО».
Времени все меньшеВпрочем, Швеции и Финляндии от всего этого легче не становится. Как предупредил официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын, «до выборов, которые планируются в мае, остается все меньше времени для того, чтобы одобрить заявку Швеции и Финляндии вступить в НАТО».
Конечно, Финляндия может войти в военный блок самостоятельно — к ней претензий у Турции нет, об этом уже ведутся дискуссии. Однако с военно-технической точки зрения ее членство в Альянсе всегда рассматривалось в связке со Швецией: слишком глубока интеграция между двумя странами.
Реальных рычагов давления на Анкару, позволяющих ускорить процесс, у Вашингтона, по всей видимости, не осталось. «Американцы явно перегнули палку, когда выкинули Турцию из программы истребителя F-35, а теперь еще затягивают поставки истребителей F-16. Если раньше Анкара довольно успешно выстраивала военно-техническое сотрудничество с Вашингтоном и производила для американского ВПК много комплектующих, то теперь стала куда меньше дорожить отношениями с американцами, особенно на фоне важности партнерства с ЕС», — говорит Юрий Мавашев.
По словам Андрея Кортунова, решить вопрос о членстве Швеции и Финляндии в НАТО в обход Турции вряд ли получится. «В НАТО, как и в ЕС, сейчас много говорят о том, что пора отказаться от принципа консенсуса, поскольку он снижает эффективность принятия решений. Но такой отказ подразумевает очень серьезную перестройку всех внутренних процедур. По щелчку пальцев этого не сделать. Тем более что Турция не просто член НАТО, а вторая армия Альянса по численности», — отмечает эксперт.
Единственный путь, который остается у Североатлантического блока, — продолжать упорный торг с Турцией, надеясь достичь приемлемого для всех компромисса. А заодно поддержать конкурента Эрдогана по президентской гонке — возможно, тот окажется более сговорчивым.
Ранее опубликовано на: https://expert.ru/expert/2023/05/shvedskiy-privet-erdoganu/
Печать