Участие в Петербургском международном экономическом форуме делегации Афганистана, где у власти находятся талибы*, стало важным международным событием — не исключено, что прямо на форуме Россия вслед за Казахстаном объявит о завершении процедуры по снятию с движения «Талибан»* статуса запрещенной в нашей стране организации. При этом Афганистан во главе с талибами* может сыграть большую роль в развитии транснационального транспортного коридора «Север — Юг» — проекта, который способен изменить расклад сил в мировой экономике. Об этом «Парламентской газете» заявил первый замглавы Комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров.
- Владимир Михайлович, на днях спецпредставитель президента России по Афганистану и директор второго департамента Азии МИД Замир Кабулов сообщил СМИ, что рассмотрение вопроса о снятии статуса запрещенной в России организации с афганского движения «Талибан»* длилось в нашей стране почти два года. Сейчас ожидается решение Владимира Путина об исключении талибов из списка террористов. В чем главные причины такого решения?
- Как известно, два года назад американцы позорно бежали из Афганистана, после чего страна оказалась в очень тяжелом положении. «Талибан»*, который за годы своего существования постепенно менялся, взял на себя ответственность за судьбу страны. Да, многие законы, в том числе законы шариата, установленные правительством талибов, раздражали светское общество Афганистана. Но, с другой стороны, в том положении, в котором оказался Афганистан после американцев, удержать государство от развала можно было только жесткой рукой — в стране царил настоящий хаос. Самое страшное, что за время пребывания американцев в Афганистане в десятки раз вырос наркотрафик. То есть представители США и местные наркобароны сообща зарабатывали огромные деньги на поставках наркотиков, которые шли в разные страны, включая конечно же и Россию. Талибы* стали жестко бороться с этим — недавно мир облетели кадры, как они сжигали огромную партию наркотиков.
Как мы знаем, на днях Казахстан объявил об исключении движения «Талибан»* из национальных списков запрещенных террористических организаций. О своей готовности оказать поддержку этому движению как политической структуре заявляет сегодня и Иран. Поэтому вполне логично, что Россия не остается в стороне от этого процесса. В противном случае Вашингтон со временем может приспособиться к ситуации и станет использовать отсутствие отношений России с нынешним руководством Афганистана, чтобы сталкивать лбами между собой страны Центральной Азии, чтобы полностью дестабилизировать ситуацию в регионе.
- Делегация Афганистана 5 июня приехала на ПМЭФ-2024. Возглавляет ее министр труда страны. Какую роль Афганистан сегодня играет в мировой экономике?
- Их приезд на форум считаю важным событием. Не исключаю, что о том, что «Талибан»* не является больше запрещенной в России организацией, будет объявлено непосредственно на форуме в Санкт-Петербурге. Можно даже предположить, что это будет сделано самим президентом во время его выступления на пленарном заседании ПМЭФ. К слову, сегодня талибы во многих вопросах ведут себя намного приличнее, чем представители киевского режима на Украине.
На мой взгляд, роль Афганистана в мировой экономике является довольно существенной — особенно с учетом прокладки большого транспортного коридора «Север — Юг», который охватывает Россию, Индию, Иран и Афганистан. По этому пути пойдет огромный поток товаров из Китая, Саудовской Аравии, стран Юго-Восточной Азии. Проект этот очень выгодный, что наверняка крайне тревожит те же США и Запад, так как вместе с началом работы «Севера—Юга» они потеряют там свой политический и экономический вес. И Афганистан может сыграть в развитии проекта «Север—Юг» большую роль.
- Как к России относятся в Афганистане?
- Несмотря на афганскую войну, к нам там относятся очень хорошо. Там помнят, что советская Россия оказала поддержку в становлении Афганистана, когда там начали войну за независимость от британского влияния. Помнят и то, что даже в период войны 1978-1988 годов наша страна строила в Афганистане комбинаты, школы, дороги. И сегодня, полагаю, афганцы заинтересованы в развитии отношений с Россией.
* Движение запрещено в России.
Печать