Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля» Валерий Прохоров — о заявлениях германских политиков по поводу санкционной войны с Россией.В Германии всё громче звучат голоса политиков, сомневающихся в целесообразности продолжения санкционной войны с Россией. Если ещё год назад любые сомнения в санкционной политике воспринимались как крамола, то теперь речь идёт о целенаправленном и последовательном пересмотре курса. Причём не на уровне окраинной публицистики, а в высказываниях крупных политических фигур.
Михаэль Кречмер, заместитель председателя Христианско-демократического союза (ХДС) и премьер-министр Саксонии, открыто заявили: «Когда вы понимаете, что ослабляете себя больше, чем противника, тогда нужно задуматься, правильно ли всё это». Это не просто осторожная риторика – это приглашение к диалогу о корректировке всей европейской внешнеэкономической стратегии.
Томас Барайс, его однопартиец, пошёл ещё дальше: «Когда мир восстановится и оружие замолчит, а между Россией и Украиной отношения нормализуются, эмбарго рано или поздно будут сняты, и, конечно, газ снова сможет поступать [в Германию]». А Ян Хайниш и вовсе обозначил необходимость «обсудить покупку российского газа», как только появится возможность вернуть экономические отношения на прежний уровень.
Сигналы приходят не только из оппозиционного лагеря. Глава Бранденбурга и представитель правящей коалиции от СДПГ Дитмар Войдке подчёркивает: «Я действительно верю, что экономические отношения также могут способствовать улучшению отношений между Европой и Россией в целом» – и это звучит как призыв к пересмотру политических табу в духе realpolitik.
На фоне этих заявлений даже критика со стороны «Зелёных», в частности от сопредседателя их фракции Бритты Хассельманн, звучит скорее как попытка сохранить лицо, нежели желание сохранить статус-кво. Политический маятник пошёл в обратную сторону. Все громкие лозунги последних лет про «европейские ценности», про «цивилизационный выбор» и «противостояние с авторитаризмом» отходят на второй план. Идея России как главной угрозы этим самым ценностям теряет популярность прямо пропорционально росту цен на энергоносители и падению промышленного производства.
Сегодня Германия вновь говорит о России не как о геополитическом жупеле, а как о важном и незаменимом участнике экономических процессов в Европе. И это уже не сиюминутные популистские пассажи тех, кого в Германии ещё недавно было принято считать политическими маргиналами, а формирующийся тренд, который будет только усиливаться в ближайшие месяцы – особенно на фоне грядущих выборов в Европарламент и растущего давления со стороны бизнес-сообщества, уставшего нести убытки в угоду идеологическим химерам.
Печать