Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов – о ходе регистрации кандидатов в президенты.Совершенно понятно, что говорить о кандидатах, которые могли бы составить хоть мало-мальскую конкуренцию Владимиру Путину не приходится. Таких нет, не было и не известно когда будут.
Участников президентской кампании можно поделить на две группы – реальные претенденты на место в избирательном бюллетене и просто заявившие о себе. Все, кроме Владимира Путина, участвуют в президентской гонке ради решения своих собственных политических задач. Кто-то просто ради медийной раскрутки, кто-то – чтобы напомнить о себе, кто-то чтобы немного заработать на хайпе. Ведь нельзя же всерьез говорить о «кандидатах» Ирине Свиридовой или
Раде Русских, которые способны собрать в свою поддержку максимум десяток подписей.
Другой вариант – Сергей Малинкович от «Коммунистов России». Он просто отыгрывал свою партию: сбор подписей у него проходил, как шоу – с буденовкой и большевистскими атрибутами – в знаковых местах Петербурга. Тем самым Малинкович укреплял собственные позиции в партии и на политической сцене. Заявкой на участие в президентской кампании лишний раз напомнил о себе и о своем Российском общенародной союзе Сергей Бабурин. То же самое –
Андрей Богданов, известный политтехнолог и масон. Думаю, он просчитал свой яркий выход из президентской гонки еще на старте.
Самая большая интрига на данном этапе – это качество подписей
Бориса Надеждина. Иными словами – будет он в итоге зарегистрирован или нет. Понятно, что никому никакой угрозы он не представляет (его максимум голосов это 1,5-2%). Уверен, ЦИК будет максимально лояльно проверять подписи Надеждина. Если он собрал подписи по правилам и нормально оформил, то пройдет регистрацию.
Другое дело – какую стратегию он сам выберет. Не исключено, что Надеждин использует классический «самострел», сдав «кривые» подписи, как в свое время госпожа Дунцова (люди вместо подписей рисовали котят). Не исключено, что отказ в регистрации Надеждину более выгоден. С политтехнологической точки зрения, в этом случае он сможет бравым бойцом работать и на внешнюю аудиторию (не пустили), и на внутреннюю (сделали, что могли).
С политической точки зрения, зарегистрированный либеральный кандидат, с одной стороны, выступает легитимизирующим фактором. С другой – может стать точкой притяжения для радикально настроенных оппозиционеров. И, допустив Надеждина к выборам, можно увидеть весь спектр «неблагонадежных». Так сказать, получить базу данных активных оппозиционеров, основываясь на подписях в его пользу. По принципу подписки на «Литературную газету» в СССР.
Печать