Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования «ИГНАТОВ консалтинг», эксперт Центра ПРИСП Алексей Игнатов – о том, как поменялись запросы людей по отношению к власти.В ходе любой предвыборной кампании проводятся социологические исследования на тему того, что избиратели ждут от депутатов или партии. Повышение зарплат, строительство дорог, благоустройство и прочие блага долгое время повсеместно были стандартным набором пожеланий. Требования эти вполне понятные и осязаемые. Но в последнее время люди начали осознавать, что только этого, пожалуй, уже недостаточно. Да, благоустроенные дворы, новые школы и поликлиники, дороги, уровень зарплат бюджетников по-прежнему важны. Но из раза в раз говорить об этом смысла нет. Либо эти проблемы уже решаются, либо не будут решены никогда.
И по мере осознания этого, в головах у избирателей происходит смена требований к депутатам в частности и власти в целом. Сейчас на первый план вышел запрос на «немедленную справедливость». О чем речь? Вот, например, есть какая-то проблема. Скажем, неубранный снег во дворе или сосед, который в полночь на всю катушку включает музыку. И люди хотят получить такой механизм, такую реакцию власти, которые помогли бы решить эту проблему быстро и эффективно. Иначе говоря, прямо сейчас, немедленно. Вот чтобы позвонил или написал, и через полчаса двор начали чистить или в шумной квартире воцарилась тишина. Причем людям абсолютно все равно как это решится – по закону или силой – главное немедленное и эффективное действие власти.
Те механизмы решения подобных проблем, которые существуют сейчас, и раньше практически не удовлетворяли людей, а сегодня перестали удовлетворять категорически. Условно говоря, все понимают, что если ночью кто-то слушает громкую музыку, то можно вызвать полицию. Но вот приехала полиция и что? Полицейские не имеют право войти в квартиру, если их не пустят. Да, они могут стучать в дверь, говорить, что это полиция. И все. Музыку никто не выключает, полицейских, мягко говоря, игнорируют. А бывает, что полиция просто не приезжает на такие вызовы. Наверно, потом участковый может прийти к нарушителю тишины, провести беседу, составить протокол. Может быть. Но это будет когда-то. А сейчас, в час ночи, проблема не решается….
Еще один пример, человек открыл кран, течет ржавая вода. И вот он пишет заявление в Роспотребнадзор, в управляющую компанию. Ему отвечают, что создается комиссия, через две недели эта комиссия приходит, причем в неудобное для заявителя время. Люди порой ждут целый день, отпрашиваются с работы. Иными словами, процесс исполнения решения по жалобе создает заявителю еще большие проблемы. И что самое главное, после всех этих комиссий-проверок приходит ответ – факты не подтвердились. Вода прозрачная (и она на самом деле становится прозрачной в день прихода той самой комиссии). Или же вам пишут, жалоба рассмотрена, меры приняты, а на деле это неправда. То есть, человек получает отписки.
В результате мы сегодня наблюдем ситуацию, когда народ разочарован в государственных механизмах восстановления справедливости. И тут важно понимать, что люди говорят не о восстановлении законности, не о следовании какой-либо процедуре, а говорят именно о восстановлении справедливости. Законно или незаконно – другой вопрос. Это несправедливо, когда сосед слушает музыку так, что стены трясутся и мешает другим, когда собака гадит во дворе, а хозяину все равно, когда автомобиль паркуется поперек всех линий разметки, перекрывая место еще на две машины. И сделать с такими проблемами в рамках существующих механизмов практически ничего невозможно. И это не вопрос законности, а вопрос справедливости.
Сейчас есть множество способов направить жалобу в любое ведомство. Интернет, всевозможные «горячие линии», «телефоны доверия» и многое другое. Но вопрос в том, что практического смысла это зачастую не имеет. Ну пожаловались вы на управляющую компанию в Госжилинспекцию, ну получили ответ, что по вашему заявлению УК выдано предписание исправить недочет. А в управляющей компании говорят, нет средств или врут что сделали, или сделали так, что стало еще хуже. Круг замкнулся. И вроде бы все отреагировали, ответы дали и дали вовремя, но проблема-то не решилась.
И вот что интересно, еще десять-пятнадцать лет назад люди, приходя в депутатские приемные с вопросами, готовы были ждать результата неделю, две, месяц. А сейчас этого не происходит. Да, люди весьма разумны и понимают, что есть вопросы, решение которых требует ожидания, но чаще всего приходят с проблемами, требующих немедленной реакции. И это выходит на первый план.
Я называю это запросом на «немедленную справедливость», без проволочек и бюрократических процедур. Звучит он так – если проблема очевидна, то не нужно доказывать, писать в инстанции и ждать ответа – люди начали требовать создания механизмов, позволяющих получить мгновенный справедливый результат.
И те политики, депутаты и партии, которые уловят этот запрос и смогут обеспечить создание эффективных механизмов осуществления «немедленной справедливости» получат значительное преимущество в среднесрочной перспективе.
Печать