Политтехнолог, управляющий партнер коммуникационной группы «Первый советник», эксперт Центра ПРИСП Константин Труфанов - о многотысячных акциях протеста в Молдове. В воскресенье в
Республике Молдова прошли очередные многотысячные митинги, которые организовывала оппозиция. Требование прежнее – отставка Майи Санду, к ниму добавляются и экономические требования, что, в принципе, актуально для Молдовы как для самой бедной страны Европы с очень высоким процентом инфляции.
Что отличало митинги на этих выходных – то что, пожалуй, впервые власти применили против митингующих силу. Во-первых, всех желающих не допустили к месту проведения протестной акции. Более того, были заблокированы некоторые въезды в Кишинев. Людей, которые приезжали на автобусах в столицу, разворачивали. Но, даже несмотря на эти меры, митинг, по оценкам организаторов, собрал несколько десятков тысяч участников. Опять же, власти дали совершенно другую цифру, по их сведениям, участвовало не более двух с половиной тысяч человек. Но даже визуально можно оценить, что, скорее всего, реальные цифры ближе к тем, которые давала оппозиция.
Также стоит отметить что, в воскресенье было задержано более 50 человек, некоторые протестующие получили травмы и повреждения, обратились за медицинской помощью. Против протестующих применялась сила, организаторов и активистов вытаскивали из толпы в автозаки. Пока не применяются такие спецсредства как, например, водометы или слезоточивый газ, Но, мне кажется, это вопрос времени.
Вообще, стоит провести параллель с недавними событиями в Тбилиси, где так же оппозиция устраивает протесты против действующей власти, но, как говорится, есть нюансы. Если в Тбилиси акция оппозиции была направлена, скажем так, на работу в антироссийском русле, закон об иноагентах и так далее, то в Молдове наоборот. Оппозиция выступает, скажем так, с позиций, которые можно, с определенной степенью натяжки, назвать пророссийскими. Они направлены против действующего президента, против действующего парламента Республики Молдова, которые, безусловно, ориентированы на движение в Европу. Здесь не лишним будет еще раз напомнить о том, что большинство социологических опросов показывает, что ни Майя Санду, ни правительство, ни парламент нельзя назвать популярными в народе. Деятельность Майи Санду негативно оценивают более 65%, а деятельность парламента более 70% населения. Поэтому здесь, фактически, можно говорить о майдане, но с обратным знаком по отношению к тому, что происходит в Тбилиси.
Еще один нюанс этих протестов – если раньше они происходили исключительно в выходные дни, то, после жесткого разгона манифестации в это воскресенье, они продолжились на этой неделе. В понедельник, например, проходили акции протеста как в самом Кишиневе, так и в других городах Молдовы. Более того сторонники партии ШОР, и, в принципе, все оппозиционно настроенные митингующие вышли перекрывать дороги между Кишиневом и другими городами. Где-то полиции удавалось это разблокировать, где-то нет, но практически на всей территории Молдовы, от Гагаузии и до севера страны, перманентно вспыхивают локальные конфликты с полицией.
Власти Молдовы, конечно же, сразу заявили о том, что эти акции протеста носят пророссийский характер и являются действиями России по дестабилизации ситуации в стране, опять нашли «русский след». Майя Санду в очередной раз обратилась к европейскому сообществу и Соединенным Штатам с тем, чтобы ее поддержали в противодействии манифестантам.
Но с каждым новым митингом, на мой взгляд, градус противостояния повышается. Ничем хорошим это не закончится, если последняя манифестация была разогнана пока еще голыми руками полиции, то в ближайшее время, я думаю, будут применяться серьезные меры. Все это сваливает Молдову в перманентный политический кризис, из которого пока, на мой взгляд, выхода не видно.
Печать