Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о тарифной политике США.Скажите нам,
У вас же есть
Какой-то план?
Гарик «Бульдог» Харламов
Решение Трампа объявить «торговую войну» всему миру вполне ожидаемо повергло «международное сообщество» в состояние шока. Особенно экспрессивно реагировали китайцы, и у них есть для этого все основания: реальная тарифная ставка в отношении КНР теперь составляет 54%.
Однако в очереди за валидолом выстраиваются не только граждане Поднебесной: на волне известий из Вашингтона фьючерсы, привязанные к индексу Доу-Джонса, упали на 2,5%, S&P 500 – на 3,1%, а Nasdaq-100 - на 3,4%. Основательно «просели» и акции многих транснациональных компаний (Nike, например, на 9%, Apple - на 9%). Многие аналитики (например, главный экономист High Frequency Economics Карл Вайнберг) прогнозируют, что резкий поворот в тарифной политике Белого дома приведет к сокращению ВВП США на 10% уже во втором квартале 2025 года.
Не способствует росту оптимизма и то, что американский президент достаточно непоследователен в своей тарифной политике. С одной стороны, он регулярно использует ее в качестве инструмента шантажа (наиболее ярко это проявилось в случае Колумбии, власти которой были вынуждены принять депортированных мигрантов под угрозой введения 50-процентных тарифов), с другой – Трампу зачастую приходится отказываться от собственных резких решений под давлением элит. Тарифы вводятся, затем откладываются, потом обретают силу, но частично отменяются и т.д.
В этом плане особо показательна ситуация с Канадой. 1 февраля Дональд Трамп подписал указ о введении 25-процентных пошлин почти на все товары из страны кленового листа. В ответ на это премьер-министр Канады Джастин Трюдо обнародовал планы по введению ответных тарифов на сумму более 100 миллиардов долларов в отношении США. Это вызвало панику на биржах, и уже 3 февраля Трамп согласился на приостановку действия своих тарифов в отношении Канады на 30 дней.4 марта американские тарифы на импорт из Канады все же вступили в силу. Земляки Уэйна Гретцки в ответ обложили 25-процентной пошлиной американские товары на сумму 155 миллиардов долларов. 5 марта под давлением флагманов автопрома США (к гаранту разом обратилисьGeneral Motors, Ford Motor Company и Stellantis ) Дональд Фредович заявил, что приостановит тарифы на автомобили, ввозимые в США из Канады еще на один месяц. 6 марта Трампа сообщил об отмене многих тарифов на канадские товары. Но это не касалось импорта стали и алюминия. Тогда власти провинции Онтарио заявили о повышении тарифов на электроэнергию для американских металлургов. Обе стороны обменялись ритуальными угрозами и оскорблениями. В итоге премьер-министр Онтарио Дуг Форд, заявил, что приостановит повышение платы за электричество, а Трамп сказал, что, вероятно, снизит тарифы на канадские металлы. А уже 3 апреля Сенат США одобрил отмену пошлин на товары из Канады, введенных Трампом.
Происходящее, безусловно, напоминает хрестоматийный «цирк с конями». Но, к несчастью, речь идет не об обсуждении сюжета низкобюджетной комедии. Действия Дональда Трампа напрямую отражаются на положении миллиардов человек. И его еще можно было бы понять, если бы «тарифная война» была хорошо продумана и имела под собой основание в виде плана, согласованного хотя бы с крупными производственными компаниями и собственной партией. Однако президент США в этом плане напоминает скорее Бонапарта из исторических анекдотов, а не реального Наполеона или Мольтке-старшего.
Печать