Доктор политических, наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – о психологических особенностях личности Дональда Трампа, которые ярко проявляются в его стремлении «купить» Гренландию.Итак,
Трамп хочет Гренландию. Трампу нужна Гренландия. Конечно, в Соединенных Штатах Америки нет никаких других проблем, кроме присоединения Гренландии. Преступность, нелегалы, наркотизация молодежи и прочие внутренние неурядицы – да бросьте вы… Отношения США с союзниками в Европе? Ну, подумаешь, Европой больше – Европой меньше.
Что сказать по этому поводу? На самом деле сказать можно очень и очень много. Но ограничусь лишь ключевыми мыслями, которые, как мне кажется, достаточно четко характеризуют не столько прагматическую сторону вопроса («в чем выгода для США?»), сколько психологический облик «нового-старого» американского президента.
Первое. Трамп – до мозга костей бизнесмен. Жесткий, циничный и агрессивный. Абсолютно уверенный в том, что всё покупается и продается за большие деньги. И он без тени сомнения и самокритики переносит паттерны своего бизнес-мышления на пространство геополитики. И, таким образом, с легкостью открывает тот самый глобальный «ящик Пандоры», в котором национальные границы – не более чем эфемерная конструкция и условность. И тогда скажите, пожалуйста, почему Гренландию «купить-продать» (или даже захватить) можно, а, например, Украину, Непал, Южный Судан, северный Казахстан или Люксембург – нельзя?!
Второе. Трамп – империалист. И это, кстати, не хорошо и не плохо. Просто констатация медицинского факта. Да-да, Трамп – конечно, не классический постфеодальный капиталист-колонизатор, а тот самый образцовый империалист начала ХХ века. Представитель ровно того формата политико-экономического мышления, о котором в свое время так емко высказался Владимир Ильич. Не зря же любимый президент Трампа – Уильям Мак-Кинли. И этим всё сказано. Думаю, какие-то комментарии здесь излишни.
Третье. Трамп – политик, психологически ориентированный на реминисценцию и ретроспективу. Не случайно же ключевое слово в его лозунге – again. Именно так: Make America Great Again! В общем, «можем повторить», и теперь всё будет, «как при дедушке» Мак-Кинли… Разумеется, все эти сентенции нам – россиянам – хорошо знакомы и созвучны нашему неоимперскому геополитическому сознанию. И это, пожалуй, главное объяснение той иррациональной привязанности (обожания и почти любви!), которую испытывает к Трампу значительная часть российского политико-бюрократического класса.
Четвертое. Трамп – безусловно, нетерпеливый эксцентрик. Вполне вероятно, не без доли инфантилизма. Человек, для которого внимание (замечу, именно не восхищение, а внимание любого характера!) окружающих – вполне возможно, самое главное счастье в жизни. Человек, не привыкший или уже отвыкший слышать слово «нет». И вот сейчас у него появилась любимая геополитическая «игрушка» под названием Гренландия. Он хочет ее себе! Что же, будем с нескрываемым зрительским интересом наблюдать, кто из «вашингтонского болота» сможет ему помешать воплотить свои геополитические мечты в реальность?
И что мы видим «в сухом остатке»? Через несколько дней в Овальном кабинете окажется пожилой прагматический империалист, любящий эпатаж. Человек с отчетливым ретроспективным политическим сознанием, ориентированный на прошлое и мыслящий в духе геополитики конца ХIХ – начала ХХ веков. Разумеется, всё это само по себе – не хорошо и не плохо, а лишь ситуационная данность. И здесь вырисовывается ключевой вопрос: сможет ли «команда Трампа», весь этот пул советников и помощников, уравновешивать своего амбициозного и «застрявшего в прошлом» лидера?
Если да, то новая администрация Белого дома сможет добиться ощутимых внешнеполитических успехов. Не только стабилизировать, но укрепить и подчеркнуть «особое место» и привилегированный геополитический статус США в совремнном «одно-многополярном» (по терминологии С. Хантингтона) мире. Но возможен и другой, предельно деструктивный, вариант, когда у самовластного Трапа в «советниках по геополитике» окажутся всего три человека – Джеймс Монро, Уильям Мак-Кинли и Рональд Рейган. А все остальные «уолтцы» и «келлоги» – будут лишь офисным персоналом, обслуживающим внешнеполитические прихоти и неоимперские фантазии «вождя».
И тогда плохо будет всем. И России, если вдруг Трамп решит вести себя с нашей страной «в стиле» Рональда Рейгана. И «объединенной Европе», если Трамп будет постоянно скандалить с ней из-за денег на военные расходы и пытаться всё больше руководствоваться пресловутой «доктриной Монро». И, разумеется, – самой Америке, о величии которой так заботится Дональд Трамп.
Печать