Член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский – о том, как последние события в Сирии повлияют на геополитический расклад для России.Последние сутки принесли много новостей, о которых несколько лет назад и подумать было сложно. Хотя то, что режим Башара Асада рухнет, было ясно ещё в 2011, как говорит коллега Бондаренко, и все военные успехи САА 12-16 годов - это успехи, в основном, России и Ирана. Было понятно, что без этих игроков Асад долго не продержится. Так и случилось. Россия занята СВО, а Иран ослаблен войной с Израилем. Армия и госаппарат Асада настолько деградировали, что даже не захотели защищаться. Хотя, как мы помним, у Асада на выборах был почти стопроцентный результат (страна особой электоральной культуры!).
В Сирии по сути осталась одна сила, которая может поддерживать Россию и не убежать при наступлении исламистов - курдские формирования на северо-востоке страны. Мы недавно об этом уже писали, вопрос стоит в отношениях с Турцией. Либо мы теряем Сирию и сохраняем отношения с Турцией, либо ухудшаем с Эрдоганом, но у нас остаётся влияние в стране, а через неё в регионе и в Африке, поскольку именно через Сирию осуществлялись многие инициативы на черном континенте. А пока базы в Судане у России нет, эта возможность теряется.
Геополитический расклад для России все больше напоминает миттельшпиль шахматной партии, с которой так любил сравнить геополитику наш заклятый враг Бзежинский. В уме надо держать всю доску, а не только конкретный ход, чтобы выйти в выгодный эндшпиль. Расклад в Сирии такой - правительства больше нет, страна разделена на две большие части, которые скоро схлестнуться друг с другом. В худшем случае - вся страна будет под Турцией через её прокси. В лучшем - удастся достичь договорённостей о разделе страны на зоны влияния. Как и раньше, в общем, но теперь уже с меньшим присутствием России.
Печать