Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – об электоральных дипфейках в правовой системе координат.Электоральные дипфейки попали в систему правовых координат. Традиционно технический прогресс сначала обгоняет прогресс социальный, затем формирует новые общественные практики, и уже после этого, поболтавшись какое-то время в «серой зоне», новая техно-социальная реальность становится объектом правового регулирования. Проще говоря, законодательство и судебная практика всегда «догоняют» достижения технического прогресса.
Сейчас это можно наблюдать на развитии нейросетей и внедрении их в политику вообще и избирательные кампании в частности. Генерация текстов, музыки, визуального контента — всё это значительно оптимизирует и удешевляет процессы. При этом активное применение нейросетей в агитации как-то особенно не регулируется, что скорее хорошо. Если речь не идёт а каких-то существенных злоупотреблениях. Например, о дипфейке, — способном буквально похоронить репутацию политика.
Чтобы установить какие-то границы допустимого,
Пленум Верховного Суда РФ определил административную ответственность за изготовление агитационных материалов «с использованием вводящих в заблуждение и выдаваемых за достоверные недостоверных изображений, аудио- и аудиовизуальной информации, в том числе созданных с помощью компьютерных технологий».
Пока это имеет скорее символическое значение, поскольку каких-то резонансных историй применения дипфейков в отечественной электоральной практике не наблюдается. Однако важно, что задаётся тренд на «юридизацию» применения нейросетей в политике.
Печать