Индия на этой неделе превзошла Китай по численности населения — оно составило 1,442 млрд человек (в Китае — 1,425 млрд). Фонд ООН в области народонаселения (UNFPA) связывает увеличение населения Индии с улучшением социально-экономической ситуации в стране и сокращением уровня материнской смертности (в 1990-м на Индию приходилось 26% случаев материнской смертности в мире, а к 2020 году этот показатель снизился до 8%).
И как раз вчера в Индии стартовало самое масштабное голосование в истории человечества: почти 1 млрд имеющих право голоса индийцев выбирают 543 депутата нижней палаты национального парламента. По итогам прошедшего вчера первого этапа выборов будет решено, кто займёт 102 кресла из 543. Выборы пройдут в семь этапов голосования в разных избирательных округах и штатах, а последний запланирован на 1 июня.
Считать голоса будут до 4 июня, но, пожалуй, это самые предсказуемые выборы в Индии за последнее время: ожидается убедительная победа правящей партии во главе с Нарендрой Моди, рейтинг которого составляет около 75%.
В основе популярности Моди лежат два фактора: хинди-национализм и масштабные социальные программы поддержки бедного населения. Иначе говоря, Моди и в политике, и в экономике ориентируется на большинство.
Около 60% населения Индии являются бенефициарами социальных программ Моди по распределению еды, плюс правительство постоянно оказывает финансовую поддержку самым бедным слоям населения (сумма составляет немногим более $100 в год, притом что средняя зарплата — в среднем $400 в месяц). При этом около 13% населения Индии до сих пор живут в состоянии крайней бедности, около 200 тыс. индийцев ежегодно умирают от нехватки чистой воды.
Моди очень активно вкладывался в инфраструктуру, развивал экономику ежегодного роста на протяжении десяти лет), занимался газификацией Индии и боролся за чистоту на улицах индийских городов.
Поэтому называть индийского премьера популистом не совсем корректно. Недостатки Моди, как это часто бывает, являются продолжением его достоинств. Он активно подавляет в стране оппозицию (перед выборами арестовали оппозиционного главу Дели Арвинда Кеджривала) и, видимо, усилил раскол между хинди-большинством и мусульманским меньшинством страны (чтобы вы понимали, меньшинство в индийских реалиях — это 230 млн человек).
Если рассматривать индийские выборы в российской перспективе, то победа правящей индийской партии обеспечит продолжение политики по активному взаимодействию в рамках БРИКС. Моди известен как сторонник расширения организации, что вполне отвечает намерениям и интересам Москвы.
Индия активно закупала российскую нефть с дисконтом в период санкций, но на первый план во взаимодействии Москвы и Дели выходят именно вопросы, связанные с работой в рамках БРИКС. Моди сохраняет разумный нейтралитет по вопросу украинского конфликта: например, не позвал Зеленского на саммит G20 в Нью-Дели в сентябре 2023-го.
Таким образом, можно констатировать, что Моди пока проявляет себя как довольно предсказуемый партнёр, делающий акцент на экономике. В сегодняшних реалиях требовать от политика большего могут только люди с очень завышенными ожиданиями.
Печать