Консультант по управлению, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников – в продолжение размышлений о грехах политтехнологов.Наша коллега в публикации от 8 июля описала пять главных грехов политтехнолога. Все верно. А если посмотреть на этические ограничения пошире?
Под этическими ограничениями мы будем понимать моральные запреты и предписания, существующие в рамках определенной духовной платформы. Поскольку наиболее распространенной платформой в нашей стране является православная, то нижеследующий текст будет посвящен анализу ее нравственных норм применительно к бизнес-деятельности.
У любой профессии есть своя этическая составляющая. Особое значение этика приобретает для специалистов, работающих с людьми. Руководитель берет на себя дополнительную ответственность за души своих сотрудников, не допуская, в этой связи, разгула дурных страстей и нарушения общепринятых моральных норм. Причем, речь идет не просто об этикете, а о глубинных представлениях о том, что есть добро и зло (на уровне простых определений добро – это такое содержание поступков, которое соответствует выбранным человеком или социальной группой ценностям. Зло же является препятствием на пути обретения ценностей).
В качестве универсального основания для определения того, что есть добро, а что – зло в работе руководителя, мы выделим 10 заповедей Моисея в православном их толковании.
Попробуем рассмотреть все 10 заповедей и наиболее «распространенные» грехи против них. В заповедях в афористичной форме зафиксированы представления о добродетелях. Грехи – отклонения от добродетели. Конечно, не имея духовного сана, мы не можем заниматься толкованием религиозных вопросов в духе нравственного богословия, но социально-философская их интерпретация, полагаем, здесь вполне уместна. Будем исходить из предположения, что заповеди и грехи могут наполняться как сакральным, так и общесоциальным смыслом. Итак.
Да не будет у тебя других богов перед лицом моимДля древних евреев данное предписание было заповедью единобожия. Грехов против этой заповеди существует много. Остановимся только на основных.
Безбожие – нежелание руководствоваться сакральными (святыми) ценностями. Как говорят о таких людях: «Ничего святого за душой нет». Наглый циничны обман, манипулирование – типовое проявление этого греха. «Если Бога нет, то все позволено». Безбожие в публичном администрировании (в системе public administration) приводит к гордыне ницшеанского типа, когда чиновник мнит себя по ту сторону добра и зла, а клиента почитает за представителя этакого человеческого стада. Короче говоря, безбожие чиновника – в его имморальности.
Многобожие – отсутствие единой мировоззренческой платформы. Если идейный винегрет только у тебя самого в голове, это еще полбеды. Хуже, когда ты пытаешься кормить им других. Картина мира руководителя должна быть цельной и им лично прочувствованной. Неверие – по большому счету это неприятие тезиса о всесильности добра («Весь мир - бардак...», «С волками жить, по-волчьи выть» и пр.). От неверия лежит прямая дорога к сатанизму, когда человек, признавая торжество мирового зла, начинает сознательно ему служить.
Ересь – произвольное толкование сакральных принципов или общепринятых концепций, которое приводит к их искажению. Фактически это выстраивание доморощенных теорий, оправдывающих личные слабости и пороки.
Раскол – сознательное развязывание деструктивного конфликта. Например, кто-то пытается поссорить двух друзей или разделить организацию на несколько враждующих партий. Я сколько раз замечал, что при расколе высвобождается много «дурной» энергии. Инициатор раскола как бы питается ею. Все грызутся, а у него прекрасное настроение, небывалый прилив сил...
Вероотступничество – предательство по отношению к своей же идейной платформе (напоминаю, что все определения грехов даются в светском их толковании).
Отчаяние – паралич воли. Следствие уныния и утраты надежды. Грех весьма опасный, как для чиновника, так и для предпринимателя. От отчаяния один шаг до инфернального падения со всеми вытекающими…
Суеверие – вера в колдовство (магию) и приметы. По большому счету это попытка переложить ответственность на разного рода морально ненейтральные мистические силы. Грех состоит в том, что суеверный человек как бы добровольно отказывается от великого дара – свободы воли – и отдает себя на откуп мистическим стихиям. Частным случаем суеверия является ритуальный подход в работе. Ритуальный подход предполагает веру во всемогущество разного рода деятельностных схем. Причем, эта вера не основана на подлинном знании и часто не содержит в себе представлений об истинных границах применимости схемы. Но, как говорят, человек с молотком везде видит только гвозди. Грех усугубляется, когда руководитель навязывает очередное суеверие подчиненному, прикрываясь схемами в ситуации неопределенности (классический случай магии!), вместо того, чтобы честно признаться, что чудес не будет, а придется в поте лица искать выход из создавшегося положения.
Не сотвори себе кумираКумиром следует считать все то, что мы обожествляем, наделяем сверхъестественными свойствами. И что нас тут подстерегает?
Любостяжание – стремление к богатству, когда деньги становятся не средством, а целью. Любостяжание отнюдь не является обязательным спутником изрядного состояния. Можно быть богатым и не слыть любостяжателем. А можно прозябать в нищете и все свои помыслы направить только на деньги.
Чревоугодие – определяется по жизненной установке: «Я живу для того, чтобы есть». Конечно, еда – наслаждение. Получать удовольствие от еды не грешно. Наслаждение становится грехом, когда все мысли только о еде. Ну, а если серьезно, то руководитель не должен демонстрировать чрезмерное пристрастие к физиологическим утехам.
Пьянство – частный случай чревоугодия. Склонность к питию превращается в грех, когда у человека появляется стойкая эмоциональная зависимость от алкоголя.
Гордость – отсутствие смирения в христианском его понимании. Для руководителя она состоит в болезненном реагировании на критику, в нежелании стоически переносить неизбежные неудачи в работе. В потакании собственному ЭГО.
Кумиромания – наделение другого человека или даже организации сверхъестественными качествами. Руководитель, ставший заложником какой-либо одной теории или слепо преклоняющийся перед авторитетами, превращается в сектанта, упорствующего в своем фанатизме и, таким образом, сознательно отрезающего себя от мирового процесса совершенствования управленческой практики.
Не произноси имени Господа твоего напрасно (всуе)Заповедь направлена против чрезмерной эксплуатации сферы сакрального. Грехами тут являются божба, богохульство и кощунство.
Божба – клятва на святых предметах. «Богом (небом, матерью, Родиной, здоровьем детей...) клянусь...». Принижая святое до наших мелких дел, мы оскверняем его. В этом и состоит грех божбы. Лучше не клясться вообще. Человек, который пытается все свои заверения подкрепить клятвами, доверия не вызывает.
Богохульство – проклятие в адрес святых вещей. Обычно это происходит в порыве отчаяния, когда человек, думая, что хуже уже быть не может, в садомазохистском исступлении мстит, таким образом, всему миру. А по факту и себе самому.
Кощунство – это когда о святых предметах говорят, насмехаясь. Кощунство всегда демонстративное попрание чужих ценностей, своего рода идеологическое хамство. Причина кощунства коренится в признании собственной исключительности, в неумении и нежелании понять чужую индивидуальность.
Однажды я спросил у одного из своих зарубежных друзей, бельгийского консультанта Йохана Вюстенберга, поработавшего практически на всех континентах: «Как тебе удается спокойно «переваривать» чужие культуры?» Ответ потряс меня своей гениальной простотой: «Если то, что я наблюдаю, нормально для их культуры, то, как я могу осуждать их за это?»
Помни день субботнийВ переводе с иврита «шаббат» (суббота) означает покой. Заповедь направлена против трудоголизма. В суете повседневных дел человек забывает о возвышенном, перестает думать о душе, подчиняет себя работе и превращается в ее придаток. Работа становится отдельной реальностью, подчиняющей все мысли и чувства. В суете мы отчуждает от себя свои лучшие качества, разрешаем их эксплуатировать ради... ради чего? Так вот, время, отведенное на отдых, дано для того, чтобы мы периодически задавали себе вопрос «зачем?», смогли спокойно заняться «саморефлексией». В конце концов, не грех вспомнить, что кроме работы есть и другие удовольствия.
Для примера можно вспомнить избирательные кампании, когда люди месяцами трудятся без выходных. И тут уже надо задать вопрос руководителю: «Это у тебя такой способ реализации собственного садомазохистского комплекса или просто неумение организовать работу команды? А про церебральную гигиену ты что-нибудь слышал? Ты зачем превращаешь жизнь своих людей в концлагерь?»
Почитай отца своего и мать свою«Относись почтительно к хранителям традиций твоей родной культуры», - гласит эта заповедь. Фактически данное предписание освящает иерархичность любой социальной общности. Люди неравны – и это справедливо. Мы грешим, когда восстаем против такого порядка вещей. Относимся без должного уважения к старшим, начальникам, учителям, родителям.
Не убивайУбийство – тягчайшее преступление против личности. С этим вроде бы никто и не спорит. Однако мы часто забываем, что есть грехи, которые не являются физическим убийством, но к убийству приравниваются. Например, оскорбление или затаенная ненависть. Причиной склонности к этому греху можно считать неспособность любить. Отсутствие любви не компенсируется внешней добропорядочностью. В Евангелии по данному поводу сказано так: «Кто говорит «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит» (I Иоанн, 4.27.)
А мир без любви рождает чудовищ…
Не прелюбодействуйВ православии под прелюбодеянием понимаются три явных греха и так называемое «тонкое внутреннее прелюбодейство». Первый грех – блуд, т.е. бесчестное плотское сожительство между людьми, не находящимися в супружестве (добрачные половые связи). Второй грех – собственно прелюбодейство – когда люди, находящиеся в супружестве, обращают свою любовь к посторонним (внебрачные половые связи). Третий грех – кровосмешение. Под «тонким внутренним прелюбодейством» понимаются разного рода эротические фантазии. Однако седьмая заповедь не сводится только к сексуальной сфере. Прелюбодеяние или разврат – есть грех невоздержанности, когда дурные, злые страсти, будучи выпущенными на свободу, доставляют их носителю удовольствие. Женщина, оскорбляющая своих близких, грешит более, нежели блудница, продающая себя в портовой таверне. Эмоциональная распущенность, от которой страдают близкие, – вот один из тяжелейших пороков человека.
Но там, где женщина – радость мужчины, а мужчина – радость женщины, нет повода для порицания…
Не крадиТри классических греха существуют против этой заповеди: воровство, лихоимство (грабеж), мздоимство (взятки). Последний грех стал типическим признаком новой России, да, и не только ее. Впрочем, у нас брали всегда. Берут, и будут брать.
Не осуждай (не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего)Лучше ошибиться и думать о людях лучше, чем ошибиться и думать хуже. Простые наблюдения за жизнью показывают, что когда человек замечает, что ему выписывают слишком большой моральный аванс, то он пытается соответствовать ему. Каждый человек стремится быть причастным к чему-то хорошему. Аванс доверия ставит перед человеком цель, до которой ему хочется дорасти.
Так почему же мы осуждаем? Давно замечено, что любой грех приятен. Во всяком случае, так нам вначале кажется. Осуждать тоже приятно. Настроение улучшается. Энергия откуда-то появляется. Верующие считают, что эту энергию дают нам силы мирового зла. Защита от них – молитва. Я приведу ее, поскольку в ней нет ничего ритуального, магического. Эта молитва – простой, но продуманный способ выхода в моральную саморефлексию. «Господи, даруй ми зрети прегрешения мои и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Человек, который любит говорить о других гадости, со временем попадает в ситуации изоляции. От него отворачиваются. В продвинутой деловой культуре, например, такой человек мгновенно «вычеркивается из списков».
Не завидуйЛичность, одержимая грехом зависти, заведомо обрекает себя на несчастья. Причем, одержимые инстинктом зависти личности часто склонны к варианту «проигрыш-проигрыш» в разрешении споров. «Если мне плохо, то хочу, чтоб и тебе было несладко!». Как в восточной притче. Бог спрашивает у человека: «Проси всего, чего ни пожелаешь, но знай – твой сосед получит в два раза больше». И человек говорит: «Господи! Выколи мне один глаз!».
На этом можно пока остановиться. Естественно, что простое знание о грехах, равно как и о добродетелях, не освобождает нас от нравственных исканий и мук совести. Поиск пути к духовной гармонии заботит нас также, как и две тысячи лет назад. Такова природа человека.
Печать