Портал разработан и поддерживается АНО "Центр ПРИСП"
Меню
04 марта 2025, 17:10

Германия эпохи канцлера Мерца обещает немало поводов для удивлений

Фото с сайта:
AP/TASS
Интерес России к прошедшим в самом конце февраля выборам в бундестаг был даже выше, чем обычно. За океаном — новый шериф, решивший дать бой «глубинному государству» и готовый пересматривать основания евроатлантического единства. В самой Европе тоже разлад. Единственное, что действительно объединяет правящие европейские элиты, — прочно укоренившаяся русофобия да военная поддержка Украины. Смена состава парламента в одной из ключевых стран ЕС не может не повлиять на характер взаимоотношений в Европе — впрочем, скорее всего, не в лучшую для нас сторону.

Ну и, наконец, интересно было следить за Илоном Маском, неожиданно ворвавшимся накануне выборов в немецкую политическую жизнь и поддержавшим пусть и не пророссийскую в полном смысле этого слова партию, но ту, которая выступает за нормализацию отношений с нашей страной и сворачивание военной помощи Украине.

Безусловно, где-то в длинном списке причин интереса к недавним выборам в бундестаг будут и призрачная надежда на восстановление экономического сотрудничества, и приятное ностальгическое удивление — оказывается, ГДР все еще существует. Забегая вперед, скажем: чуда не случилось. Выборы в немецкий парламент в целом оказались в большой степени предсказуемы: что поделать, евроатлантические элиты вскармливались годами, да и немецкая политическая модель исторически устойчива — с тем, чтобы избегать резких потрясений и не допускать до рычагов управления политических выскочек вроде «Альтернативы для Германии».

Однако Германия эпохи канцлера Мерца обещает немало поводов для удивлений, причем разного рода.

Новый канцлер, «человек Давоса»

Пока победившая, пусть и не с лучшим результатом, парламентская группа ХДС/ХСС (состоит из Христианско-демократического союза и баварского Христианско-социального союза) готовится заключить коалицию с проигравшей, пусть и не окончательно, Социал-демократической партией Германии (СДПГ), Иоахим-Фридрих Мартин Йозеф Мерц, бывший юрист международной инвестиционной корпорации BlackRock и один из богатейших людей Германии, готовится к моменту, которого он ждал давно: занять пост канцлера.

Вступив в Христианско-демократический союз еще в студенческие годы, он быстро шел вверх по карьерной политической лестнице, но в конце 2000-х был вынужден на время оставить работу в партии — считается, что из-за прямого конфликта с тогдашним лидером ХДС Ангелой Меркель. Однако путь к руководящему креслу той или иной европейской страны оказывается намного короче, если заходить не через традиционную работу с электоратом, а через глобалистские транснациональные структуры. Что Мерц, собственно, и сделал, попутно сколотив немалое состояние.

Работая в международных лоббистских фирмах, Фридрих Мерц много лет представлял интересы глобальных финансовых групп, что определяет не только круг элит, к которым он сам принадлежит, но и внешнюю политику. Мерц — убежденный либеральный трансатлантист, занимающий крепкое место в паутине корпоративных сетей мира Запада. А что касается его предвыборных обещаний, порой схожих с программой той же «Альтернативы для Германии», — так это, как полагают многие, просто умелая имитация.

Победители и проигравшие

Собственно, ключевые результаты выборов, если ориентироваться на опросы общественного мнения, были более или менее понятны. Первое место у блока ХДС/ХСС, следом идет АдГ. На третьем месте СДПГ, в предыдущем составе бундестага занимавшая первое место. Просел и «Союз 90 / “Зеленые”», расположившись на четвертом месте.

Единственная интрига заключалась в том, сможет ли пройти в бундестаг партия «Союз Сары Вагенкнехт» (ССВ). Экзит-поллы показывали уверенные 5% голосов, необходимых для попадания в парламент, однако партии не хватило буквально доли процента. Сара Вагенкнехт из числа тех, кого в Германии называют Putinversteher, «понимающие Путина»: будучи левым популистом, она последовательно критиковала немецкую политику в отношении России и призывала восстановить хорошие отношения с нашей страной. В 2024 году Сара с соратниками, покинув Левую партию, основала свой собственный альянс. Сочетание левых идей, программ социальной справедливости, антивоенной риторики и схожей с АдГ антииммиграционной повестки быстро завоевало симпатии немецких избирателей: еще до выборов опросы общественного мнения отдавали ССВ целых 8%.

С одной стороны, дебют не совсем уместно назвать провалом: скорее, завышенные ожидания не оправдались. В числе причин — скомканная риторика из-за желания усидеть сразу на нескольких стульях в преддверии выборов, а также более грамотная работа бывшей Левой партии с населением со стороны. В результате Die Linke, которым уже предрекали политическую смерть, вновь заявили о себе с 8,8% голосов избирателей: на 3,9% больше, чем в прошлом созыве. Можно также считать, что причина провала ССВ — политический разворот Сары Вагенкнехт незадолго до выборов и публичное осуждение Владимира Путина за развязывание войны на Украине, явно сделанное ради центристского электората.

Однозначно проигравшей можно назвать партию СвДП. Мало того, что из-за нее, по сути, развалилась «светофорная» коалиция в ноябре 2024 года — тогда, напомним, Олаф Шольц отправил лидера партии, министра финансов Кристиана Линднера в отставку из-за пожелания сократить социальные расходы и передать эти средства Украине. Так СвДП еще и не прошла в бундестаг, а сам Линднер заявил, что окончательно покидает политику.

Главным аутсайдером прошедших выборов единогласно считают партию СДПГ. Это самая старая немецкая левоцентристская партия, основанная еще в XIX веке. В последнем составе бундестага именно она возглавляла коалицию под руководством канцлера Шольца. Полученный на прошедших выборах результат в 16,4% — худший с 1887 года.

Неудобные предвыборные обещания

Новой коалиции, которую обещают сформировать лишь к 20 апреля, придется действовать в куда более сложных обстоятельствах, чем прежней, «светофорной». Даже тот факт, что ситуативно объединятся, как ожидается, всего две силы, ХДС/ХСС и СДПГ, не гарантирует легкого принятия решений. И одним из самых острых вопросов будет военный. Это касается и долгожданной военной реформы в самой Германии, и потенциального вовлечения в конфликт на стороне Украины.

«Мы обязаны обеспечить наших солдат первоклассными материалами и оборудованием в то время, когда в Европе идет война. Политики и общество должны быть готовы заплатить цену, если мы хотим продолжать жить в мире и свободе», — заявлял Фридрих Мерц весной 2024 года на обсуждении новой политики для бундесвера.

Главный аутсайдер прошедших выборов — СДПГ. В последнем составе бундестага именно она возглавляла коалицию под руководством Шольца. Полученный на прошедших выборах результат в 16,4% — худший с 1887 года

Плачевное состояние немецкой армии давно стало притчей во языцех, а требования повысить расходы на оборону звучали в адрес Германии не только при Дональде Трампе, но и при Джо Байдене. И раньше, пока у Германии был доступ к дешевым российским энергоресурсам, даже 2% от ВВП было выполнить затруднительно. Теперь же говорить о 5% военных расходов от ВВП не приходится: впервые с 1979 года Бундесбанк объявил о рекордном убытке, а последние пять лет не в состоянии внести средства в бюджет. А это был важный источник дохода для федеральных властей.

Вероятно, где-то на обсуждении военных расходов (да и в принципе расходов как таковых) любая будущая коалиция в немецком парламенте неизбежно споткнется, поскольку понятно, что сохранить социальные обязательства при одновременном увеличении расходов на оборону и продолжении военной поддержки Украины вряд ли удастся — и это при отсутствии дешевых энергоресурсов. Да и пресловутый зеленый переход пока еще никто официально не отменил.

Министр обороны Борис Писториус, который, как ожидается, сохранит свой пост, неоднократно призывал ослабить так называемый долговой тормоз — правило, которое запрещает Германии тратить из бюджета больше средств, чем в него поступает, перейти к заимствованию средств и направлять заемные деньги на оборонку. Но пока даже нагнетание антироссийской истерики и попытки запугать немцев тем, что «Россия вот-вот на нас нападет», не смогли на это повлиять.

Что касается миграционного вопроса, то и здесь все не так просто. Да, Фридрих Мерц попытался забрать часть голосов у АдГ, высказываясь за ограничение миграции, инициировал в бундестаге голосование по ужесточению миграционной политики, предлагал поставить границу под контроль и даже поднимал вопрос о введении режима чрезвычайной ситуации из-за наплыва мигрантов. Но сразу после выборов лидер ХДС заявил: «Я хочу еще раз четко заявить, что никто из нас в партии ХДС не говорит о закрытии границ. Никто. Хотя это неоднократно утверждалось в ходе избирательной кампании. Никто из нас не хочет закрывать границы».

США и Германия: вместе, но отношения уже не те

Мерц идеально воплощает в себе типичного европейского политика, сознательно действующего в интересах заокеанского патрона — США, пусть даже в ущерб собственным национальным интересам и вопреки логике. Сначала Мерц одобрял строительство «Северного потока — 2», а затем согласился с американцами и публично требовал прекратить его сооружение из-за отравления оппозиционера Алексея Навального (внесен Росфинмониторингом в список экстремистов и террористов) в 2020 году, считая, что за этим стоят Кремль и лично Владимир Путин.

Еще одна история — разногласия с Олафом Шольцем из-за поставок немецких ракет Taurus на Украину. Когда Вашингтон заставлял своих вассалов отправлять вооружение на Украину, Франция и Великобритания незамедлительно поделились ракетами Scalp и Storm Shadow, а немецкие Taurus остались на складах. Шольц, как мы помним, был против отправки ракет, а Мерц в то же самое время обещал поставить Taurus Киеву как можно скорее. Теперь Белый дом громко заявляет о необходимости прекратить конфликт на Украине, и пока не ясно, как поступит в этом случае будущий канцлер.

Самое, казалось бы, неожиданное то, что Германия после смены власти в Вашингтоне вдруг начала спорить со своим патроном. «Для меня, — сказал Мерц сразу после выборов, — абсолютным приоритетом будет как можно скорее укрепить Европу, чтобы шаг за шагом мы могли действительно добиться независимости от США».

Уж не собрался ли новый канцлер возглавить военный фронт против России вместо американцев? Почему он спорит с Вашингтоном-папой? И в чем же тогда может заключаться та самая стратегическая автономия ЕС от США, которую громко обещает реализовать Фридрих Мерц?

Такое поведение кажется логичным, если учесть, что трансатлантические конструкции считались прерогативой элит, связанных преимущественно с Демократической партией США. Кажется, что нужно переждать два года — до выборов в Конгресс США, а там и до следующих президентских выборов недолго.

Однако дело не только в Дональде Трампе. После того как на посту президента его сменил Джозеф Байден, Ангела Меркель произнесла знаменитое «открыть новую главу», говоря о трансатлантическом партнерстве. Но иллюзий немецкий политический класс уже не строил. Хайко Маас, бывший в ту пору министром иностранных дел ФРГ, еще до американских выборов предупреждал: «Каждый, кто считает, что с президентом от Демократической партии все снова станет так, как было когда-то, недооценивает глубокие структурные изменения».

Так что Германия, безусловно, будет стремиться проводить более суверенную политику — или хотя бы делать вид, но далеко от Вашингтона вряд ли уйдет: подстроится. Учитывая, что Фридрих Мерц — абсолютный трансатлантист, вряд ли он будет идти наперекор Вашингтону, по крайней мере по ключевым пунктам. Решат американцы не на словах, а на деле поправить отношения с Россией — Германии не останется ничего другого, как принять это, пусть даже на словах будет декларироваться иное.

Поддержка Украины тоже пока под вопросом. Тут на решение новых немецких властей могут повлиять внутриполитические факторы: все труднее объяснять собственным гражданам, ради чего, собственно, они должны мириться с ухудшающимся качеством жизни.

Далекие перспективы

Из далекой России, уже привыкшей за последние десятилетия к быстрой езде на тройке по историческим ухабам, путь во власть «Альтернативы для Германии», с которой в нашей стране связывают надежды на улучшение российско-германских отношений, кажется слишком медленным. Казалось бы, есть вполне конкретные проблемы, волнующие общество и бизнес: острейший миграционный вопрос и связанный с ним терроризм, нежелание участвовать в каких бы то ни было войнах, стремление тратить деньги на себя и искать наилучшие решения для обеспечения ресурсами собственной экономики. Вот есть партия, которая последовательно предлагает все эти вопросы решить. Вот она проходит в парламент, став второй партией Германии, но на этом все: не помог даже волшебник Илон Маск на голубом вертолете, поддержавший Алис Вайдель на съезде АдГ по видеосвязи. И Джей Ди Вэнс личной встречей с лидером «ультраправых» тоже не помог. АдГ остается под мощнейшим блоком со стороны прочих немецких политических игроков.

Евроатлантические элиты Германии вскармливались годами, да и немецкая политическая модель исторически устойчива — так, чтобы не допускать до рычагов управления политических выскочек вроде «Альтернативы для Германии»

Были серьезные поводы ожидать полного запрета «Альтернативы» и уголовных дел в отношении ее лидеров. Эти риски еще сохраняются, но фактор АдГ, как показали прошедшие выборы, вышел за пределы Восточной Германии, и эту силу с каждым месяцем все труднее игнорировать. Время «Альтернативы» еще придет: когда новая коалиция неизбежно начнет спотыкаться на целой россыпи неудобных вопросов, протестные партии будут получать все больше голосов. Есть шанс, что в следующем составе бундестага формировать коалицию будет канцлерин Вайдель.

Елена Горбачева
Печать
ОЭЗ «Липецк» третий раз признана лучшей в России23:00Состоялся форум патриотических объединений Пензенской области22:52Чернышенко и Никитин обсудили проекты в сфере образования и спорта22:42В Омской области стартовал набор в Молодежный губернаторский резерв22:37В Сахалинской области расширили меры поддержки участников СВО22:25В Северодвинске восстановлены права 172 обманутых дольщиков22:13II Дальневосточный форум недропользования проходит в Якутии22:01В Перми состоялась встреча глав молодежных советов предприятий21:50Травников поблагодарил сотрудников избиркомов региона за работу21:38На Ямале стартует конкурс добровольческих инициатив21:26Белгородская область: глава Березовки ранен при атаке ВСУ21:13Пасечник: Волонтерство — это призвание21:01Суд отправил в СИЗО зампреда «Яблока» Льва Шлосберга*20:48Чукотка отмечает 95-летие20:36Власти Якутии обозначили цифровые планы на 2026 год20:24Система РСЧС в Тамбовской области – одна из лучших в ЦФО20:12Александр Хинштейн: Открытость власти – требование времени20:00Патрушев осмотрел экопромышленный технопарк в Ленинградской области19:41Школьникам ДНР рассказали, как использовать искусственный интеллект19:19Тюменская область вошла в тройку лидеров РФ по развитию добровольчества19:05Якушев дал распоряжения депутатам Калининградской области перед выборами18:47Проект «Ямолод.Стажировка» занял первое место на всероссийском конкурсе18:36Цифра и культура: как волонтеры Сбера содействуют преображению музеев18:31ЛДПР выдвинула новичка в соперники мэру Екатеринбурга Орлову18:26Соседов предрек Долиной проигрыш в суде и конец карьеры18:21Первышов отметил заслуги волонтёров в решении общественно важных вопросов18:16Правительство Чувашии и МГЕР договорились о новых добровольческих проектах18:09Проект первого индуистского храма в Москве находится на согласовании17:48
E-mail*:
ФИО
Телефон
Должность
Сумма 1 и 6 будет

Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031