Политолог Сергей Маркедонов - о политической карьере первого президента Армении Левона Тер-Петросяна.1. В череде новогодних и рождественских праздников как-то потерялся юбилей (80-летие) первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. Между тем, его биография весьма познавательна и поучительна для любого исследователя постсоветских политических трансформаций.
2. Тер-Петросян был одним из ярких представителей плеяды государственных деятелей, на долю которых выпал транзит их стран от советских союзных республик к новым независимым государствам. Но большинства их этих деятелей просто физически нет в живых. Ушли из жизни все три «крестных отца» Беловежских соглашений (Борис Ельцин, Леонид Кравчук, Станислав Шушкевич). Завершили свой путь земной Аяз Муталибов и Мирча Снегур, Рахмон Набиев и Сапармурат Ниязов, Ислам Каримов и Звиад Гамсахурдиа. До сегодняшнего дня дожили только два среднеазиатских политических «тяжеловеса» (Нурсултан Назарбаев и Аскар Акаев) и первый лидер постсоветской Армении Левон Тер-Петросян.
3. Но интерес к личности армянского экс-президента не исчерпывается только лишь его возрастными показателями. Уроженец сирийского Алеппо, армянин из спюрка, репатриант, он, став главой государства, по сути, поставил барьер для вхождения в политику республики представителей диаспоры. Таковых после распада СССР в независимой Армении можно было по пальцам пересчитать. Не открытый националист, скорее диссидент в системе, в период «перестройки» он стал едва ли не главным антисоветчиком в республике. В последние годы Союза обвинялся и «привлекался» за деятельность «самозваного» комитета «Карабах», способствовал неучастию Армении в референдуме о сохранении «обновленного СССР», получал почетные звания и хвалебные отзывы на Западе. Однако после его распада именно Тер-Петросян привел Ереван к стратегическому сближению с Москвой. В президентство Левона Акоповича был заключен весь комплекс соглашений, оформивших связку Армения-РФ на Южном Кавказе. Высшей точкой на этом пути стал «Большой договор», подписанный в августе 1997 года.
4. Тер-Петросян – один из немногих постсоветских политиков, кто побывал и во власти, и в оппозиции. Сначала он боролся с союзными властями и армянской партхозноменклатурой (и в отличие от многих постсоветских стран смог ее стреножить), потом побеждал почти что с единогласной народной поддержкой, но затем недрогнувшей рукой вводил режим ЧП, когда оппозиция обвинила первого президента в фальсификациях в ходе выборов. И он же был первым постсоветским политиком, кто после десятилетнего перерыва и молчания, попытался вернуться путем выборов в качестве оппозиционного кандидата. А проиграв, попытался оспорить итоги голосования на улице.
5.Тер-Петросян открыл путь к армянскому Олимпу таким разным деятелям, как Роберт Кочарян, Серж Саргсян и Никол Пашинян. И всякий раз, хотя и со своими особенностями и нюансами его протеже, начинали свои игры, становясь оппонентами Левона Акоповича.
6. После того, как в ноябре 1997 года первый президент Армении опубликовал свой знаменитый текст «Война, или мир? Пора стать серьезнее», в республике за ним закрепился образ «пораженца» и «соглашателя». Хотя Тер-Петросян также был армянским националистом, как и другие его сподвижники, попутчики и противники. Но в отличие от многих он дружил с реальностью и понимал, что одних мечтаний без соответствующих ресурсов внутри страны и за ее пределами недостаточно для победы. И к слову сказать, выигрыш первой карабахской войны пришелся как раз на президентство Тер-Петросяна. Правда, и «цена вопроса» в виде городов и сел без тепла и электричества, закрытых границ, блокады и паразитирования национальной бюрократии на конфликте была слишком очевидна, чтобы скрывать очевидные факты.
7. Для России, где внешнеполитический реализм стал чем-то вроде светской религии, важно понимать, что фактор силы- штука обоюдоострая, может быть использован, как тобой, так и против тебя. С ним нужно уметь обращаться должным образом, не подменяя "хотелками" истинное положение дел. И в этом плане политический и жизненный путь Тер-Петросяна имеет для мыслителей Отечества нашего еще и прикладное значение.
Печать