Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе провел специальный брифинг после ночного разгона митингующих на проспекте Руставели. Он поблагодарил полицейских за работу и заверил, что силовики применили пропорциональную силу, а также выразил сожаление по поводу пострадавших журналистов и отметил, что оно было спровоцировано «насильственными группами» среди протестующих. Кроме того, глава правительства заявил, что «шантаж со стороны конкретных интересантов» не прекратится до окончания войны на Украине и обвинил посла ЕС в Грузии в участии в кампании по дезинформации.
Сложившуюся ситуацию прокомментировала политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Мария Минчева.Отмечу, что 28 ноября Ираклий Кобахидзе выступил с заявлением о приостановке переговоров и каких-либо действий, направленных на вступление Грузии в Евросоюз. Это, скорее всего, стало ответом на заявления представителей ЕС о непризнании итогов парламентских выборов в стране, состоявшихся 26 октября ( напомню, 3 из 4 оппозиционных партии, прошедших в парламент, отказались от мандатов и в депутатский корпус не вошли, но у «Грузинской мечты» достаточно мандатов (89) для легитимации нового парламента и начала его работы).
Заявление Кобахидзе спровоцировало массовые протесты в Тбилиси, Кутаиси, Батуми и других крупных городах Грузии. В столице на улицы, по подсчетам СМИ, вышли несколько десятков тысяч человек, в других городах митинги оказались малочисленными, в Батуми, например, людей было явно меньше сотни. Именно в Тбилиси прошедшей ночью митинги из мирных переросли в противостояние жителей и силовиков. Как сообщается, 43 человека задержаны, 3 журналистов получили ранения, 34 полицейских госпитализированы. Около 3 часов ночи, полиция и спецназ прибегли к использованию перцового газа и водометов, чтобы расчистит площадь у парламента и проспекта Руставели. К утру пространство было освобождено от протестующих, которые начали возводить баррикады (сегодня они обещают продолжить протест). К протестующим присоединилась и пока еще действующий президент страны Саломе Зурабишвили.
На мой взгляд, не совсем понятно зачем и почему именно сейчас Кобахидзе выступил с заявлением о приостановке действий по вступлению в ЕС, ведь в программе «Грузинской Мечты» в период избирательной кампании Евроинтеграция заявлялась как приоритет. Вероятно, надо было еще до заявления представителей Евросоюза о приостановке кандидатства Грузии в члены ЕС (это случилось после принятия в окончательных чтениях законов «О прозрачности финансирования иноагентов» и «О запрете ЛГБТ пропаганды») назначить общенациональный референдум о вступлении в ЕС (подобно Молдове), совмещенный с выборами в парламент. Как минимум, провести качественное независимое социологическое исследование для понимания мнений большинства (смею предположить, что результат был бы схожий с результатами референдума в Молдове (50/50 плюс минус). Потому как, именно те сильно хотел в ЕС (кажется, это так просто, захотел и взяли, и только берега кисельные вокруг) вышли на площади и перекрыли улицы в Тбилиси.
Что касается реакции властей на протесты, на мой же взгляд, все же переборщили. Необходимости в водометах и перцовых баллончиках не было. Достаточно было организовать охрану парламента и другого городского имущества от вандализма, а также сразу же с помощью СМИ организовать разъяснительную работу и объяснить причины данного заявления, плюсы и минусы, последствия. Протесты, как и после выборов, постепенно бы сошли на нет. Теперь же у оппозиции снова появился козырь для дальнейшего давления на правительство, парламент и «Грузинскую мечту» уже в преддверии выборов президента 14 декабря.
Печать