Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления Виктор Титов – о предложении Камалы Харрис установить государственный контроль над ценами на отдельные товары.Предвыборная кампания в США, кажется, немного успокоилась. Стала более размеренной после бурной «встряски» (покушения на Трампа) и последующего «переформатирования» (замены Байдена на Харрис). И вот уже кандидат в президенты США от Демократической партии Камала Харрис обнародовала свою экономическую программу. Там есть многое из того, что должно понравиться небогатым американцам: строительство трёх миллионов жилых домов, налоговые льготы, списание медицинских долгов и т.д. Таким образом, программа получилась вполне себе социально ориентированной и в чем-то даже «левой».
Особое внимание экспертов привлек пункт, предполагающий возможность контроля государства над ценами на продукты питания. Речь идёт, разумеется, об ограниченном наборе товаров и о возможности ситуативного вмешательства государства в ценообразование на потребительских рынках, а не о переходе к плановой экономике. Однако оппоненты Харрис, и прежде всего, Трамп, уже попытались обратить это предложение Харрис в свою пользу, обвинив ее в «коммунизме».
Итак, почему же экономическая программа Харрис получилась настолько «левой»? Ответ здесь очевиден: она отчаянно нуждается в поддержке условно «левого» избирателя. Того самого, который ранее шел за Берни Сандерсом, а в последнее время, разочаровавшись в демократах, «на эмоциях» примкнул к Кеннеди-младшему. Кстати, сам Кеннеди не смог зарегистрировать свою кандидатуру в большинстве штатов и поэтому сейчас находится в процессе активного торга с обеими ведущими политическим партиями – Демократической и Республиканской. В общем, Харрис нуждается в дополнительных голосах пока еще не вполне определившихся избирателей. Очевидно, что стать на время предвыборной кампании «конспирологом» и апеллировать к той узкой части электората, которая мыслит теориями заговора, она по понятным причинам не может. А вот попытаться актуализировать условно «левую» социал-популистскую повестку – это она вполне себе может позволить.
К тому же можно резонно предположить, что такая вот социально ориентированная, в чем-то даже резонансная экономическая программа – это не только «месседж в пользу бедных», послание Камалы Харрис неимущим и нуждающимся американцам. Это еще и инструмент политического имиджмейкинга кандидата Харрис – ее способ «отстроиться» от нынешнего президента Джозефа Байдена. Отстроиться – без резких движений и деликатно. Ведь с одной стороны социальная направленность предвыборной программы Харрис и ее «забота о бедных» прямо коррелирует с предвыборной программой Байдена образца 2020 года. То есть, Харрис не покушается на «наследие» пока еще действующего президента, подтверждает, что преемственность политического курса в основном будет сохранена. Но с другой стороны такой тезис о контроле над ценами для защиты интересов небогатых американцев звучит как завуалированный упрек Байдену. Косвенное признание того, что социально-экономическая политика действующей администрации не была стопроцентно успешной, а сам Байден, как не крути, слегка (а может, и не слегка) оторвался от внутренней американской реальности.
А что там по другую сторону политических баррикад, в стане республиканцев? А там куражится и злобствует миллиардер Трамп, который называет Харрис «коммунисткой» и заодно пугает «призраком коммунизма» всех американских избирателей. Трамп, которому все малоимущие американцы как минимум безразличны. А как максимум противны, если они, например, мигранты. И поэтому попытка Камалы Харрис позиционировать себя в качестве кандидата, защищающего интересы «бедных» американцев, выглядит вполне естественной и, что крайне важно, не такой уж бессмысленной с электоральной точки зрения.
Печать