Руководитель проектов ЭИСИ, доцент кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД России, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов – о выходе Джо Байдена из президентской гонки.Безусловно,
покушение на Трампа перевернуло все карты на столе. И даже те козыри, которые были на руках Байдена исчезли в этой ситуации. Именно после покушения началась активна фаза отправки в отставку Байдена, активизировались спонсоры Демократической партии, истеблишмент, из тени вышел Барак Обама. Именно он стал ключевой фигурой в смене Байдена на резервного кандидата.
Конечно, сам факт того, что действующий президент, оставаясь на посту и являясь победителем праймериз отказывается от участия в избирательной кампании, является очень скандальным и очень серьезным для Демократической партии. Республиканцы уже заявили, что это вселенский скандал.
В то же самое время принято рациональное решение, поскольку
Камэла Харрис является единственным кандидатом, который обладает хоть какой-то степенью легитимности в данной ситуации. Она не участвовала в праймериз, но находилась в команде победившего Байдена. Таким образом речь идет не о смене команды, а о преемственности в команде действующего президента.
Все остальные кандидаты явно уступают в легитимности Камэле Харрис. Давайте о них вспомним. Во-первых, это Роберт Кеннеди, который был основным конкурентом Байдена и который в конце концов идет на выборы (во всяком случае, заявляет об этом), но не как представитель демпартии, а как независимый кандидат. Во-вторых – Вивек Рамасвами. Еще один удивительный кандидат, в том смысле, что ни Кеннеди, ни Рамасвами, конечно, не являются кандидатами от истеблишмента. Те же, кто гипотетически мог бы заменить Байдена в качестве кандидатов от политического руководства Демократической партии – это и Хиллари Клинтон, и Мишель Обама, и губернатор Калифорнии – они как раз в праймериз не участвовали. Камэла Харрис, при всех ее безусловных и больших минусах, действующий вице-президент. И это ее козырь.
Понятно, что в данной ситуации демократы не просто пытаются сохранить лицо, они стараются сохранить максимальное количество депутатских мест. Ведь шлейф немощи Байдена оказывал колоссальное негативное воздействие в целом на кампанию демократов. А на кону очень серьезные позиции – контроль над Конгрессом. И демократы, сменив Байдена, хотят, как минимум, обеспечить себе комфортные позиции, даже проиграв. Может быть, сохранить контроль над одной из палат Конгресса.
Что касается Трампа, для него тоже многое меняется. В связке Трамп –Байден все уже было определено. С одной стороны, немощный старик, с другой – герой нации, пострадавший от покушения. Пусть и достаточно возрастной, но смотрящийся очень бодро по сравнению с оппонентом. Сейчас карты смешаны, начинается новая партия. И начинать ее надо фактически с нуля. Все выигрышные для Трампа моменты, в том числе и прошедшие дебаты с Байденом, больше не действуют.
Возможно, новая партия окажется для Трампа еще более благоприятной, преимущества у него есть. Но и ему самому, и его команде нужно с нуля решать каким образом дальше развивать кампанию против Камэлы Харрис. Эта история немного напоминает историю с Хилари Клинтон, в силу гендерной составляющей, но нарративы здесь нужно задействовать другие. Просто демонстрировать свою физическую силу и здоровье, что было достаточно с Байденом, сейчас явно не те акценты.
Печать