Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о миграционной проблеме и путях ее решения. Внешняя миграция –
конфликтогенная тема в большинстве стран мира. Это обусловлено тем, что мигранты, как правило, плохо адаптируются в стране пребывания, не уважают ее традиции и обычаи, живут обособленно, анклавами, плохо знают местный язык, в ряде случаев вообще на нем не говорят. Зачастую это накладывается на чуждую местному населению религию и культуру, что только усугубляет разногласия. Закладывается основа латентного конфликта, который мгновенно переходит в активную фазу при срабатывании сильного триггера, такого, например, как преступление, совершенное мигрантами.
По данным председателя Следственного комитета РФ Бастрыкина, за первые 4 месяца 2024 г. мигранты совершили в России 14 070 преступлений. На 40% увеличилось число изнасилований, на 13% возросло количество тяжких деяний, совершенных мигрантами. Несовершеннолетними мигрантами совершено на 70% больше преступлений, чем годом ранее. Более чем втрое увеличилось число преступлений, совершенных незаконными мигрантами. «Последней каплей» стал теракт в «Крокусе», совершенный 22 марта гражданами Таджикистана.
Россияне ответили мощным общественным запросом на наведение порядка в миграционной сфере, на который государство не могло не отреагировать. Началась масштабная кампания по борьбе с коррупцией: в разных регионах России были арестованы сотрудники миграционных подразделений ОВД, в т.ч. высокопоставленные руководители. Последовала массовая депортация из страны нелегальных мигрантов.
Вместе с тем, экономика России объективно не может обойтись без трудовых мигрантов. В стране серьезная демографическая «просадка» при низком уровне безработицы и высоком уровне производства. Необходимы трудовые ресурсы, которые сегодня можно взять только за рубежом. Другое дело, что государство может и должно создать четкую систему контроля за внешними мигрантами. ОВД должны понимать, на какой период времени прибыл мигрант, где он будет работать и жить, потому что сегодня, по словам генпрокурора РФ Краснова, «учет иностранных граждан по-прежнему не дает объективной картины о месте их нахождения и роде занятий».
Теракт в «Крокус Сити Холле» запустил миграционную реформу в стране. Уже в конце марта МВД представило законопроект, которым ужесточается контроль за пребыванием иностранных граждан в России (документ все еще проходит согласования в правительстве). Параллельно в апреле депутаты всех фракций внесли законопроект, предусматривающий создание реестра контролируемых лиц, уменьшение срока временного пребывания иностранных граждан до 90 суток в течение года, а также введение особого режима высылки для нелегальных мигрантов. Права иностранцев в таком режиме будут существенно ограничены. Этот законопроект планируется к рассмотрению Госдумой до конца весенней сессии.
Один из ключевых раздражителей для россиян – тренд на оседлость мигрантов, которые все чаще привозят свои семьи, образуют национальные анклавы со своими порядками и не собираются интегрироваться в наше общество. «Семейный» вопрос государство должно взять под особый контроль. Недавно министр внутренней политики Калужской области на заседании СПЧ выступил с предложением запретить трудовым мигрантам привозить в Россию родственников, и эту идею восприняли позитивно.
Миграционный вопрос также осложняется внешнеполитической ситуацией. Для многих стран Средней Азии переводимые из России денежные средства составляют значительную часть госбюджета, а для Москвы это, помимо прочего, важный рычаг политического влияния на эти страны. От мигрантов мы ждем две простые вещи: приличного поведения и временного пребывания. С этой точки зрения следует обратить внимание на возможное сотрудничество с КНДР в сфере миграции. Северокорейцы – сверхдисциплинированные люди с особым укладом жизни. Они не повезут в Россию родню, будут вести себя здесь достойно и наверняка вернутся на Родину.
Печать