Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о значении встречи министра обороны Андрея Белоусова с военкорами. Оценивая итоги встречи Андрея Белоусова с военкорами, следует выделить три принципиальных момента.
Во-первых, несколько ее участников подтвердили, что глава оборонного ведомства намерен сделать такие мероприятия регулярными. С учетом того, что в роли одного из модераторов встречи выступил первый заместитель главы администрации президента Алексея Громов (управленец, свято соблюдающий принцип тотального орднунга в развитии контролируемых процессов), можно ожидать, что это обещание будет выполнено. За счет этого встречи с военкорами могут превратиться в полноценный канал связи между политическим руководством России и условным «военно-гражданским обществом.
Ранее Владимир Путин также лично общался с военкорами, но такие встречи проводились лишь трижды за весь период спецоперации. Сергей Шойгу и вовсе отказался от такого формата взаимодействия со СМИ: экс-министр делегировал функцию взаимодействия с военкорами рабочей группе, неформально возглавляемой его дочерью Ксенией. Как следствие, взаимодействие военкоров с оборонным ведомством носило скорее декоративный формат.
Во-вторых, обращает на себя внимание то, что на встречу были приглашены преимущественно журналисты, работающие в крупных СМИ (RT, ВГТРК, «Звезда», «Комсомольская правда», «Первый канал», РИА «Новости», НТВ, ТАСС). Гипотетически, это может демонстрировать стремление нового руководства Минобороны дистанцироваться от излишне одиозных или наиболее автономных представителей сообщества военкоров (политическая лояльность которых зачастую может служить предметом для дискуссий). Однако состав участников встречи мог формироваться и по иным признакам (например, с учетом охвата аудитории и персональной узнаваемости). Нельзя забывать, что для Интернет-пространства до сих пор характерна высокая степень «камерности», и обладающий высокой популярностью у конкретного сегмента аудитории автор может быть слабо известен широким массам даже при наличии сотен тысяч подписчиков. Участники встречи с Белоусовым в массе своей не относятся к числу «людей, широко известных лишь в узких кругах», уровень их узнаваемости высок как в сетевом пространстве, так и за его пределами, и это само по себе могло служить значимым критерием отбора спикеров. Последнее, впрочем, само по себе не должно было препятствовать использованию «фильтра лояльности»: власть всегда и везде готова общаться с носителями оппозиционных настроений лишь в случае, если их критика носит конструктивный характер, а предлагаемые меры не выходят за рамки конвенциональности.
В-третьих, ни озвученные в ходе встречи проблемы, ни запланированная реакция на них со стороны Минобороны так и не стали достоянием общественности. Что может служить косвенным подтверждением наличия негласной сделки: военкоры не оглашают публично наиболее значимые недостатки в работе военного ведомства, а команда Белоусова в ответ начинает взаимодействовать с журналистами на регулярной основе и отрабатывает все донесенные до министра жалобы и предложения.
Печать