Политтехнолог, член РАПК Денис Михуля - о проблемах малых сибирских городов.Моя малая родина – Югра напомнила мне о недавно поднятой теме развития малых городов России. Практически вся Сибирь, и особенно весь Север, состоит из небольших, в основном молодых городов, довольно удаленных друг от друга по меркам юга и центральной России.
Тема сохранения малых городов и их будущего здесь всегда была актуальна. Особенно судьба моногородов после истощения запасов нефти.
Все то, про что с искренней заботой и точным пониманием вопроса написал губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский в статье «Малые города России: размышления о будущем», можно отнести и к нашим северным городам.
Очень точно выделил важнейший фактор в жизни малых городов политолог Владимир Лубянко, подчеркнув, что их развитие связано с проявлением интереса к судьбе родного края местных элит и бизнеса.
На примере городов Севера это видно весьма отчетливо.
1. Города присутствия ЛУКОЙЛа поддерживаются компанией, а «корпоративная столица» Когалым — по-настоящему красивый, ухоженный и современный городок. ЛУКОЙЛ по-прежнему ежегодно финансирует в объеме двух городских бюджетов местные социальные и инфраструктурные проекты.
2. В Сургуте «Газпром трансгаз Сургут» является участником и часто соорганизатором большинства социальных и спортивных проектов. А компания «Сургутнефтегаз», которая до сих пор официально «прописана» в городе, асфальтирует улицы, строит социальные и культурные объекты.
3. Особенно показателен для темы мой родной Нефтеюганск времен ЮКОСа. Тогда компания была зарегистрирована в городе, который гордо называл себя столицей ЮКОСа. Это были золотые времена для города и его жителей. Суперсовременная стоматология и прогрессивная поликлиника с бесплатными услугами для местных. Свой аэропорт, всегда идеальные дороги, ухоженные улицы и праздничная атмосфера. Социальная ориентированность нефтяного бизнеса коснулась и лично меня. В 10 классе, когда я стал победителем городской олимпиады по химии, компания выделила мне грант и торжественно наградила в надежде на то, что я продолжу увлекаться техническими науками и в дальнейшем внесу вклад в развитие компании. Затем, когда я сдал на «отлично» первую сессию в Сургутском государственном университете, компания по своей инициативе начала ежемесячно платить мне стипендию в размере 3000 рублей (для понимания: госстепендия «отличника» была 800 рублей).
А потом вместо ЮКОСа появилась Роснефть, которая была «прописана» в Москве, а ее топ-менеджмент никак не был связан с северным краем. И все, описанная поддержка прекратилась.
В России вообще, а особенно на Севере, жизнь городов очень сильно зависит от заинтересованности в их развитии местных элит и бизнеса. Помощь власти может заключаться в создании инфраструктуры и в том, чтобы не мешать бизнесу развиваться. Любому: от малого до большого. Создавать компаниям экономические (налоговые) условия, стимулирующие их регистрироваться «на земле», а не в Москве или за рубежом. Бизнес не нужно «нагибать», принуждать, навязывать ему стандарты помощи городу и жителям, не надо постоянно накидывать новые обязательства. Стремление бизнеса и элит помогать, вкладываться в город, развивать его должно быть естественным. Но такая мотивация появится лишь когда будет четкая уверенность в том, что государство не поменяет вдруг условия игры и жизни в целом. Когда предприниматели будут железно уверены в том, что, развивая инфраструктуру, государство не будет пытаться диктовать условия бизнесу и уж тем более пытаться его обобрать или отобрать.
Мне нравятся примеры, когда миллиардные компании, такие как InDriver в Якутске или ДоДо Пицца в Сыктывкаре, оставляют свой головной офис в родном городе. Уверен, чем больше будет таких местных бизнесменов, выбирающим в качестве «столицы» бизнеса свою малую Родину, тем больше будет шансов у малых городов становиться местами притяжения для талантливых людей и точкой развития региона.
И тогда у малых городов точно есть будущее!
Печать