Сегодня, как обычно, мы смотрим агитационные ролики партий, тихонечко смеемся (а где-то – и завидуем!), прикидываем предварительные
расклады и прогнозы,
сообщает Telegram-канал "Выборы, выборы, выборы...".
Казахстан от выборов подустал. Это третья крупная общенациональная кампания за 9 месяцев. Все началось с референдума по внесениям поправок в Конституцию страны (5 июня 2022, за проголосовало 77%), продолжилось досрочными выборами президента – на один срок, но аж на 7 лет (20 ноября 2022, за действующего президента Токаева – 81%). Сейчас подходит к концу
третий акт степного балета.
Несмотря на свои 80+ процентов президент Токаев исполняет для окружающего мира "демократию и политическую конкуренцию". По этому поводу он даже вышел из правящей партии, и вслед за ним ее покинули главы исполнительной власти областей – акимы. Партию Amanat (это ребрендированный назарбаевский "Нур Отан") ведет на выборы спикер казахстанского Мажилиса Ерлан Кошанов, старый комсомольский работник из Караганды, первые 2,5 года возглавлявший администрацию президента Токаева.
Надо демонстрировать "демократизацию" (на сленге казахстанцев она сейчас называется "Справедливый Казахстан"), поэтому партия власти на этих выборах получит между 50 и 60 процентами. На прошлых выборах в январе 2021 она получила чуть больше 70% – но политические события в Казахстане сейчас идут быстро.
К тому же Amanat косвенно будет нести ответственность за проблемы последних лет: кровавые события в январе 2022 с разгромом Алматы и некоторых других городов Казахстана и экономический кризис после начала российско-украинской войны. Фактически все понимают, что виноватым "назначают" первого президента Назарбаева, но в восточных странах даже свергнутого хана нельзя "предать кнуту". Вместо него "секут" его слугу. Этим слугой сегодня выступает Amanat.
Относительно яркую кампанию проводит партия малого бизнеса Respublica – на наши деньги это что-то вроде "Новых людей". В Алма-Ате и Астане она, возможно, выйдет на второе место с 15-20%. Но в целом по стране инерция восприятия сильнее, поэтому Respublica получит меньше и даже может уступить второе место кому-то из "старой оппозиции" – еще одной "партии бизнеса" Aq Jol (буржуазные националисты-лайт) или экс-коммунисты из Народной партии Казахстана (левопопулисты, отвечающие за сбор голосов русскоязычных избирателей на севере страны).
Традиционно слабо проводит кампанию партия селян-традиционалистов "Ауыл". В целом у партии неплохой потенциал, причем не только в аулах. Но "аулистов" губит упорное нежелание, а в чем-то и неумение вести полномасштабную кампанию по всей стране. К тому же пресловутые аулы – это основная база голосов для партии власти (любой), поэтому если сильно много голосов вывести в "Ауыл", можно недосчитаться процентов уже для самого Amanat. В этот созыв Мажилиса партия скорее всего пройдет, но на тоненького. В прошлом созыве они барьер не преодолели, хотя первоначально это планировалось. Но тогда и демократизации не было, а партии власти "Нур Отан" нужно было брать 70%. Сейчас уже не нужно.
Под вопросом пока проход в Мажилис одной из старейших оппозиционных партий ОСДП (Объединенная социал-демократическая, некий аналог нашего "Яблока"). С одной стороны, партия неплохо смотрелась на межпартийных дебатах. С другой – остальные проявления кампании партии были достаточно неубедительными, а свои голоса ОСДП может получить только в столицах и на протестном казахстанском западе (Актау-Атырау). В целом, возможность прохода ОСДП остается, но мы бы ставки не делали.
Точно пролетает мимо кассы новая партия казахстанских "зеленых" Baytaq. И кампанию они провели слабо, и их лидер Азаматхан Амиртай особой харизмой не обладает. Да и в целом в нынешние неспокойные времена люди в последнюю очередь об экологии. Baytaq могла бы получить больше на выборах "мирного времени" – но сейчас мы живем не в них.
Наш итоговый
прогноз на выборы в Мажилис Казахстана (по спискам).
Точно проходят:
Amanat – от 50% до 60%
Respublica – от 10% до 15%
Aq Jol – от 7% до 12%
Народная партия Казахстана (НПК) – от 7% до 12%
- - - - - - -
Под вопросом прохождение:
”Ауыл" – от 6% до 9%
”ОСДП – от 4% до 8%
- - - - - - -
Точно мимо:
Baytaq – от 1% до 3%
Отдельно можно пару слов
сказать про одномандатные округа по выборам в Мажилис Казахстана. Там, естественно, львиное большинство голосов возьмут представители Amanat, как это обычно и бывает на одномандатных выборах в крупных округах с большим и редким населением.
Самое интересное происходит в южной столице Алма-Ате. Там расположены 3 одномандатных округа из 30 разыгрываемых. По всем из них представители партии Amanat ожидаемо проигрывают, а ставка сделана на устраивающих Акорду "независимых самовыдвиженцев". В общем, все как в Москве, только ДЭГ еще не придумали.
Одним из негласных ставленников казахстанской администрации по алматинской одномандатке является многолетний оппозиционный журналист Ермурат Бапи (что-то вроде нашего Алексея Венедиктова, но труба, конечно, сильно пониже). Поэтому за него негласно агитируют муниципальные властные структуры, что, конечно, сильно удивляет еще не привыкших к сложным разводкам алматинских фейсбучников.
Выпускает ли Бапи журнал "Мой район" на деньги алматинского акимата, мы пока не выяснили. Впрочем, и районов в Алма-Ате всего 6, так что много денег на этом проекте не поднимешь.
Еще одним негласно согласованным одномандатником по Алма-Ате является еще другой оппозиционный журналист, помоложе – Асет Матаев. Асет – мальчик из хорошей семьи, его отец Сейтказы Матаев в начале девяностых был одним из первых пресс-секов тогда еще молодого президента Назарбаева. Потом отец и сын вместе запускали информационное агентство KazTAG.
В 2016-ом году Матаевы попали под каток государственного пресса и были обвинены в вымогательстве, мошенничестве и неуплате налогов. Получили приговор в 6 и 5 лет соответственно. А потом семье повезло – наезд на них осуществлял на тот момент спикер Мажилиса, близкий к Назарбаеву Нурлан Нигматулин. После обнуления Назарбаева обнулили и Нигматулина.
В июле 2022 года Асету Матаеву отменили приговор за отсутствие состава преступления. Так что Асет Матаев теперь страдалец от бонз "Старого Казахстана" и символ великодушия и милосердия Казахстана нового.
В одномандатных округах за пределами Алматы особой конкуренции ждать не приходится
Печать