Во втором туре президентских выборов в Чехии победил генерал армии в отставке Петр Павел, получив 58,32% голосов. Его соперник экс-премьер, предприниматель и лидер партии ANO («Акция недовольных граждан») Андрей Бабиш набрал 41,67% голосов.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов – об итогах выборов президента Чехии. Прежде всего надо подчеркнуть, что показатели двух конкурентов во втором туре очень близки. Их разделяет буквально несколько процентов. Считать, что Павел победил одной левой, конечно, абсолютно неверно. Это сложная победа с минимальным выигрышем.
Кроме того, хочу напомнить, что не стоит переоценивать значимость
чешских президентских выборов не только с точки зрения Европы, но и с точки зрения внутриполитической ситуации в Чехии, поскольку Чехия все-таки парламентская республика. Тем более считать, что это какой-то важный политический тренд для всей Европы. Результат президентских выборов в Чехии был прогнозируем, никакой сенсации здесь не произошло, и это, пожалуй, самое важное в данном случае.
Петр Павел занимает антироссийскую, проатлантическую позицию, и это тоже неудивительно абсолютно. В ситуации конфронтации Запада и России, которая существует сейчас и, по сути, прокси-войны, которую Запад ведёт против России, было бы странно, если бы в Чехии победу одержал не то что пророссийский политик, но даже политик, в той или иной степени выступающий за нормализацию отношений с Россией. Тем более что Чехия в настоящее время является, если не форпостом антироссийской политики, то в значительной степени выразителем наиболее одиозных черт антироссийской политики.
Достаточно вспомнить о том, что Чехия была внесена в список недружественных России стран первой. Это вполне серьезный показатель, объективно свидетельствующий о той степени русофобии, в которой подавляющее большинство чешских политиков прибывают. В отличие, кстати, от южного соседа Чехии Венгрии или даже западного соседа Чехии Австрии, которая, конечно, держит общеевропейский фронт, но занимает куда более умеренные позиции, чем Чехия.
Так что, здесь всё в соответствии с тем сценарием, который был прописан изначально. Выборы вполне управляемы в данном случае.
Результат соответствует тем ожиданиям, которые были и в Праге, и в Вашингтоне в отношении данных выборов.
Печать