Автор:
Арина Розанова/ForPost
18 февраля в Эр-Рияде прошли переговоры между Россией и США. Уже сейчас можно назвать их историческими: после многолетнего перерыва страны ищут общие точки соприкосновения и рисуют маршруты взаимоинтеграции.
Ситуация казалось немыслимой еще год назад!
Примечательно, что с нашей стороны, кроме главы МИД Сергея Лаврова и помощника президента Юрия Ушакова участвовал Кирилл Дмитриев - системный либерал, венчурный инвестор, банкир.
То есть, речь шла не только об украинском конфликте, но и, большей частью, об экономике.
Переговоры длились около пяти часов. И по итогу обе стороны отметили, что прошли они продуктивно, намечен план действий.
Будут возвращены послы и полные составы консульства в обе страны, созданы рабочие группы для подготовки встреч президентов.
Словом, дело сдвинулось с мертвой точки, но о результатах говорить пока рано - сделаны лишь первые шаги.
Важнее в этих исторических переговорах другое: на них не были приглашены не только представители Украины, но и Европы.
Ситуация тоже непредставимая еще совсем недавно.
На протяжении многих столетий Европа играла ключевую роль в геополитике. Именно она создала ту систему политических, этических и правовых координат, в которых мы сейчас живем. Создала христианскую цивилизацию, плодом которой является сегодняшняя реальность.
Да и Америку, собственно, основали выходцы из Европы.
И вот случилось, кажется, беспрецедентное: крупнейшие геополитические решения принимаются без единого представителя европейских стран.
Это прямая и открытая констатация - Европа больше не имеет никакого политического веса, никакой силы.
Разговор происходит между двумя империями - Россией и США.
Что роднит нашу страну с Америкой? И они, и мы - сверхдержавы, и Россия, и Америка - страны-миссии.
Все последние тридцать лет Европа лишь вторила тем нарративам, которые “подхватывала” у американских демократов.
Когда-то Европа была крупнейшим колониальным хищником — это связано, в первую очередь, с идеологизированностью. Религиозные институты были сильны, пламя мессианства горело, европейцы кроили реальность по своим лекалам.
Экономический и территориальный рост - лишь следствие. Экономика развивается в тех странах, где сильна и жива идеология, если не сказать - искренняя убежденность в какой бы то ни было идее.
История США тому яркий пример.
Кажется, та Европа, которую мы знаем по литературе и кино, закончилась. Сегодня она напоминает дряхлую старуху в деменции, что-то невпопад вскрикивающую и глядящую враждебно на санитаров. Но абсолютно беспомощную.
Собственно, альтернативная встреча европейских лидеров, которая прошла 18 февраля, это подтвердила - там даже между собой не смогли договориться о дальнейших действиях, что уж говорить о противостоянии США.
Мария Дегтерева
Печать