Новый проект Минздрава определил болезни, с которыми могут отказать в соцуслугах. Перечень разработан инфекционистами, дерматологами, онкологами, психиатрами и другими специалистами. По мнению врачей, решение правильное, но реализовать его следовало намного раньше. В Госдуме разъясняют, что новые временные правила никак не ухудшают положение россиян, у которых имеется потребность в соцобслуживании. Заботу о гражданах возложат на медорганизации.
Председатель Комиссии по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Общественной палаты Российской Федерации, эксперт Центра ПРИСП Сергей Рыбальченко – о том, что нескольким десяткам тысяч граждан с заразными или агрессивными формами заболеваний могут временно отказать в социальном обслуживании. Это сложный документ. С одной стороны, нужно обезопасить социальных работников, их семьи. С другой стороны — а что предлагается взамен? Каким образом будет обеспечиваться жизнедеятельность тех людей, которые нуждаются в социальном обслуживании, а не медицинском?
Дело в том, что большая часть обсуждаемых нозологий требуют паллиативной помощи и сопровождения. К примеру, если речь идет о неизлечимом недуге, или обострении хронических заболеваний, или заболеваний в состоянии ремиссии. Эти вопросы должны быть урегулированы одним документом или согласованными нормативно-правовыми актами.
Иначе возникают вопросы, на которые нет однозначного ответа не только у граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, но и у социальных работников и их руководителей. Например, как оценить обильность выделения или уровень шелушения. В таком случае должно быть заключение врача или медицинской комиссии, которой предписан перевод гражданина из системы соцпомощи в систему паллиативной помощи.
Проблема заключается не столько в жалобах (они в любом случае будут возникать), а в милосердии по отношению к людям, страдающим от физических недугов.
Да, соцработники не дают клятву Гиппократа, но социальная работа и социальное служение — почти синонимы, и должно быть четкое понимание, где заканчивается зона ответственности социального работника и начинается зона ответственности медицинского, на которого возложена задача оказания временной помощи, а может, и долговременной. Ведь в соответствии с российской моделью паллиативной помощи она находится в системе здравоохранения, а не соцзащиты или на стыке зон профессиональной ответственности.
Получается, что вся проблема — в межведомственных несостыковках. В международной практике паллиативная помощь — это система социального обслуживания с элементами медицины, в РФ по закону паллиативная помощь отнесена к системе здравоохранения.
Поэтому начинается перепихивание. Решение должно быть системным и в конечном счете — в интересах больных людей.
Материал полностью на: https://iz.ru/1496869/dmitrii-alekseev/syp-da-syp-krugom-sotcrabotnikov-khotiat-ogradit-ot-tiazhelobolnykh-liudei
Печать