Директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников — об итогах выборов президента Белоруссии.Состоялись выборы президента Белоруссии. Вряд ли кто-то сомневался в их результате. Первое место из пяти возможных занял действующий глава государства Александр Лукашенко, набравший около 87% голосов. Остальные кандидаты тоже получили голоса — от 1,7% до 3,7%. Всё логично. Но вот сопровождавшие процесс выборов события, как в самой Республике Беларусь, так и за её пределами могли быть и ожидались разные, как и реакция на подведение итогов. Это и интересно, как и будущее Союзного государства, в свете этой новой политической реальности.
Прошлое голосование в 2020 году завершилось попыткой государственного переворота по классическому сценарию цветной революции и уличного майдана. Жёсткость, с которой данные провокации были подавлены, теперь является классикой. На неё ссылаются как на пример. Или отступите, или будет как в Белоруссии. И вот уже в Грузии Евросоюз не идёт на критический сценарий, оставляя местных оппозиционеров на произвол их собственной судьбы. Второй раз разыгрывать то же самое в Минске желающих не нашлось. Но были иные варианты. Из них основной риск представляли действия украинской хунты (в рядах ВСУ находится определённое число белорусских боевиков). Их и предполагалось перекинуть через границу (или самой Незалежной, или через Польшу, что неважно) с целью захвата какого-нибудь населённого пункта, провозглашения на его базе «Европейской Белоруссии», с призванием Тихановской, то есть как бы легитимной в глазах ЕС власти, и дальше оформлением официального запроса к НАТО на военную поддержку от её лица. Блок, скорее всего, воевать бы не пошёл, но дипломатическое и военное давление было бы создано. Дальше разговор о том, что выборы состоялись не на всей территории и т. д. и т. п.
Загоняемый в угол киевский режим, а вместе с ним и его западные кураторы рождают всё новые и новые безумные сценарии спасения. И такой вполне мог бы быть в их духе. Если бы в Белом доме осталась команда демократов, то вероятность подобной эскалации резко бы возросла. Но сейчас не сложилось.
При этом ЕС проиграл в своём стиле, не признавая поражения. По факту оппозиция даже не пыталась выдвинуться, то есть её в политическом пространстве вообще нет. Тихановская потеряла даже иллюзорный образ политика. Так как говорить о ней, как об «избранном президенте», теперь бессмысленно, она не пыталась избираться. Остаётся в беззубой злобе имитировать оскал. И вот Парламентская Ассамблея Совета Европы принимает резолюцию, не признающую результаты президентских выборов в Беларуси. А страхи в ЕС нарастают. Там говорят о фактическом поглощении Белоруссии Российской Федерацией. О размещении на её территории военных баз с современным оружием, в том числе и ядерным (что во многом и является сдерживающим фактором для западных военных, в ещё адекватной их части). О формировании общего рынка энергоресурсов, общего биржевого рынка, общей промышленной и технологической политики, а также единого таможенного пространства.
В политической сфере сегодня всё более активное развитие общих органов управления. Всё это создаёт условия, во-первых, присутствия уже непосредственно России (и её интересов) на восточных границах Единой Европы, во-вторых, гарантирует России стабильность и скоординированность процессов в самой Белоруссии, что микширует риски в случае непредвиденных ситуаций.
Если раньше Республика Беларусь рассматривалась как некий буфер между РФ и ЕС, то теперь его по факту нет. Мы перешли к прямому соприкосновению с недружественными странами. И прошедшие выборы ещё раз подтвердили этот факт.
Печать