Автор:
Сергей Бобылев/РИА Новости
8 июля премьер-министр Индии Нарендра Моди прибыл в Москву с официальным двухдневным визитом — вечером в тот же день он провел неформальную встречу с Владимиром Путиным в его резиденции в Ново-Огарево. Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков рассказал, что сегодня, 9 июля, пройдут официальные встречи двух лидеров. По прибытии в столицу индийский премьер в социальных сетях опубликовал сообщение на русском языке, в котором высказал надежду на дальнейшее углубление особого и привилегированного стратегического партнерства с Россией, а также выразил уверенность, что укрепление контактов между странами принесет большую пользу народам обоих государств. Каков может быть истинный замысел визита и что Москве ожидать от Нью-Дели на геополитическом поприще? Об этом «Парламентская газета» поговорила с кандидатом исторических наук, руководителем Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Алексеем Куприяновым.
- Алексей Владимирович, чем может быть продиктован визит премьер-министра Моди в Москву в современных условиях нарастания геополитического противостояния России со странами Запада?- Личных встреч Моди и Путина не было с 2021 года, а Моди не приезжал в Россию с 2019-го. Учитывая большое значение, которое Моди придает личным контактам, такая пауза затрудняет нахождение взаимовыгодных решений по стратегическим вопросам. К тому же два последних года Индия играет своеобразную роль в мировой политике и экономике, пытаясь, с одной стороны, не ухудшить отношения со странами Запада, с другой — сохранить стратегическое партнерство с Россией. В странах Глобального Юга сложилось в последнее время впечатление, что боевые действия (на Украине — Прим. ред.) зашли в тупик, и это открывает окно возможностей для миротворческой дипломатии. В случае если стороны сядут за стол переговоров, и Моди сумеет создать впечатление, что он сыграл в этом определенную роль, позиции Индии на международной арене укрепятся, в случае неудачи она ничего не теряет.
- Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на прошлой неделе рассказал, что повестка визита премьер-министра «будет богатая», а сам Моди заявил, что с нетерпением ждет возможности рассмотреть все аспекты двустороннего сотрудничества и поделиться взглядами на различные региональные и глобальные вопросы. На каких, по вашему мнению, аспектах будет сделан главный упор во время визита?- Прежде всего — экономика. Вопросы роста товарооборота, выправления торгового баланса, платежей. Геополитические вопросы: перспективы окончания украинского кризиса, стратегические цели России, возможность взаимовыгодного сотрудничества в интересующих Москву и Дели регионах. Внутренняя индийская повестка — судьба индийских граждан, завербовавшихся в Российскую армию и желающих теперь покинуть зону конфликта.
- Можно ли говорить о том, что для Моди его поездка в Россию также несет в себе смысл продемонстрировать некую стратегическую автономию Индии?- Да, конечно. Это очередной пример реализации так называемой концепции мультиприсоединения — то есть готовности сотрудничать с самым широким спектром игроков, не связывая себя при этом обязательствами.
- 14 июня Владимир Путин анонсировал российскую инициативу по созданию новой архитектуры безопасности на евразийском пространстве. Каковы, по Вашему мнению, шансы на то, что Нью-Дели будет готова поддержать планы по ее формированию?- На словах — вполне; в реальности — вряд ли. Индия находится в состоянии перманентного конфликта с Пакистаном, который обвиняется в ведении прокси-войны в Кашмире, и стратегического соперничества с Китаем, с которым у нее сохраняется неразрешенный территориальный спор и который рассматривается в Дели как наиболее опасный потенциальный противник. Сложно себе представить, чтобы Дели, с одной стороны, и Исламабад и Пекин, с другой, испытывающие друг к другу глубокое взаимное недоверие, от чистого сердца взялись бы за строительство новой архитектуры безопасности в регионе.
- Насколько на современном этапе для Индии важна актуальная повестка работы в БРИКС? Корректно ли говорить о том, что для Нью-Дели в условиях нарастания экономических, а теперь и политических проблем (как показывают результаты последних парламентских выборов) в странах Запада, развитие сотрудничества со странами БРИКС, в том числе с Россией, становится все более значимым приоритетом?- Да, вполне важна. Я бы не противопоставлял страны БРИКС и Запад: для Индии развитие отношений с США и Европой не менее важно, чем отношения с Россией и другими странами БРИКС.
Печать